КОНЦЕРТНОЕ ОБОЗРЕНИЕ В КИНО

Говоря о развитии театрализованного концерта, мы должны вспомнить и о тех поисках, которые в 30—40-е годы параллельно велись в советской кинематографии. Музыкально-кинематографичес­кое действо, очевидно, находилось в определенной взаимосвязи с театрализованным концертом, близким ему по характеру. «Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга» Г. Александрова, «Свинарка и пастух» И. Пырьева представляли собой, по-существу, фильмы-ревю, фильмы-концерты, где различные концертные номера связывались бесхитростным сюжетом, позволяющим ввести по действию тот или иной концертный номер. Поэтому и музыка в этих фильмах играла главенствующую роль, ибо музыкальная канва александровских кинокартин, созданная И. Дунаевским, и музыка Т. Хренникова к пырьевской кинокартине стали превосходной драматургической основой этих фильмов. Музыка словно воспол­нила отсутствие драматургии в обычном ее понимании, переклю­чив построение действия на другие пути. Оно стало выстраиваться в ином ключе, выявляясь скорее как музыкально-драматическое, сотканное из множества номеров различных музыкальных и музы­кально-разговорных жанров. Эта драматургия была близка эстрадному ревю, и, очевидно, правомочно определить упомянутые выше кинокартины как музыкальные обозрения. Да и истоки их были во многом однородны.

В самом деле, эксцентрические спектакли теаджаза («Музыкальный магазин» и др.) Л. Утесова стали основой «Веселых ребят», а музыкальное представление «Под куполом цирка» Московского мюзик-холла предшествовало созданию фильма «Цирк».

В известном смысле по драматургическим признакам концертного театрализованного обозрения построен и фильм «Волга-Волга», рассказывающий о достижениях самодеятельного искусства в нашей стране. Элементы драматургии киноконцерта здесь были еще более выявлены, а умелый и оправданный ввод номеров са­мых различных жанров в сюжетную ткань давал новое качество музыкально-концертного кинематографического действия.

Стремление выстроить логически стройную, действенную конструкцию, основанную на различных номерах, отличало работу замечательных кинорежиссеров, нашедших своеобразные формы концертного воплощения современной темы. Это сближало их поиск с теми экспериментами, которые велись в создании различных форм театрализованного концерта и стали отчетливо вырисовываться в конце 30 — начале 40-х годов.

Это еще раз было подтверждено поисками мастеров в пер­вые послевоенные годы, когда на экраны вышли пырьевские «Кубанские казаки», «Сказание о земле Сибирской», александров­ская «Весна» и «Здравствуй, Москва!» С. Юткевича. По сущест­ву, они являли собой сюжетные киноконцерты.

Фильм-концерт «Здравствуй, Москва!» строился по тем же приемам музыкального обозрения, которые были характерны для режиссера, когда он работал над театрализованными музыкальными представлениями. Общность этих принципов не случайна, и она еще раз подтверждает мысль об идентичности и взаимосвязи поисков сюжетного концертного действия как в кинематографе, так и в жанре массовых действ.

Доказательством этому стал и созданный в середине 50-х годов фильм «Карнавальная ночь» Э.Рязанова, авторами сценария которого были опытные эстрадные авторы Б.Ласкин и В.Поляков, удачно использовавшие приемы эстрадного ревю в кинематографическом решении.

Можно только сожалеть, что поиск кинематографистов в этом направлении не был развит, ибо все последующие попытки создания фильмов-ревю успехом не увенчались. И вот уже ряд лет мы не видим на наших экранах выдающихся работ в жанре фильма-концерта. Они вытеснены попытками создания киномюзикла, но пока это лишь разведка возможностей жанра.

Надо надеяться, кинематографисты еще вернутся к такому благо­датному и любимому народом жанру, каким является сюжет­ный фильм-концерт.