ВОЕННАЯ ТЕМА В ТЕАТРАЛИЗОВАННОМ КОНЦЕРТЕ
Определенная традиция сложилась в проведении театрализованных массовых представлений и концертов, отмечающих славные даты побед Советской Армии в Великой Отечественной войне.
Во многих городах страны найдены различные формы этих представлений, разновидность которых может быть определена как театрализованные митинги, основанные на документальном материале, с привлечением подлинных участников событий — ветеранов, воинов. С другой стороны, утвердился и театрализованный концерт, построенный на военной теме, отражающей подвиги нашей армии и народа в борьбе с врагами.
В развитие этой разновидности жанра большой вклад был внесен военными ансамблями, пропагандирующими патриотическую тему в театрализованном концерте. Здесь необходимо назвать дважды Краснознаменный им. А. В. Александрова ансамбль песни и пляски Советской Армии, Ансамбль песни и пляски МВО, Ансамбль песни и пляски МО ПВО, Ансамбль песни и пляски Балтийского флота, Ансамбль песни и пляски Черноморского флота и др.
Наряду с созданием чисто концертных программ эти ансамбли вели поиск и в области театрализации концертного номера. Этот поиск привел к массовому концертному действию, в котором патриотическая тема диктовала направленность и стилистику репертуара, а также и своеобразие режиссерских решений.
В этой области определенную художественную ценность представляет деятельность народного артиста СССР С. Юткевича. Вообще, о работах С. Юткевича в воплощении концертной драматургии следует сказать особо. К сожалению, этой стороне деятельности талантливого режиссера обычно уделяется мало внимания.
Уже с первых шагов в этой области режиссер искал решение политической темы на эстраде. В 20-е годы совсем еще молодой С. Юткевич, прочно связав свое творчество с «Синей блузой», создал ряд спектаклей и музыкальных номеров различных жанров, основой которых стала публицистика. (Здесь он выступал как режиссер и художник, а зачастую и как автор, и даже — балетмейстер.) Героические оратории, драматически-хореографические этюды на политическую тему были своеобразной подготовительной лабораторией в работе режиссера над созданием крупных концертов-спектаклей.
В мае 1939 года в Москве состоялась премьера поставленного С. Юткевичем музыкального представления «По родной земле». Ансамбль песни и пляски НКВД СССР этим театрализованным концертом продолжил и развил линию, начатую А. В. Александровым в руководимом им Краснознаменном ансамбле песни и пляски и заключающуюся в создании патриотических концертов-спектаклей.
Текст спектакля «По родной земле» написали М. Вольпин, К- Финн и Н. Эрдман. Художником спектакля был П. Вильяме, балетмейстером — А. Мессерер. Участие в создании театрализованного представления талантливых мастеров решило успех дела. С. Юткевич, ставший главным режиссером ансамбля, развивал этот успех, проводя большую работу по созданию различных форм театрализованного концерта.
Уже шла Великая Отечественная война, когда ансамбль в августе 1941 года подготовил специальную программу для фронта «В бой за Родину» (режиссер С. Юткевич, музыкальный руководитель А. Свешников, художник П. Вильяме).
Поиск С.Юткевича в создании театрализованного концерта, убедительно раскрывающего патриотическую тему, продолжался и в последующие годы. В июле 1943 года в Душанбе силами фронтового театра Таджикистана С.Юткевич поставил театрализованную программу «Привет, друзья!». Авторы сценария и текстов — Б. Ласкин и Н. Рожков, художник — Н.Акимов. В этой программе было много юмора, песен, резко сатирических — вплоть до буффонных — зарисовок образов врагов, эксцентрики. Она как бы продолжала линию, разработанную режиссером в «Боевых киносборниках» и «Новых похождениях бравого солдата Швейка»; эти киносборники, как и эстрадно-концертные программы, несли заряд оптимизма, вселяя в людей веру в Победу.
7 ноября 1942 года в Москве Ансамбль песни и пляски НКВД СССР осуществил постановку театрализованного музыкального представления «Отчизна». В работе принимали участие М.Вольпин, М.Добровольский, Н.Эрдман (текст), А.Свешников, Б.Дунаевский (музыкальное руководство), П.Вильяме (художественное оформление), К.Голейзовский (хореография). В этой новой работе ансамбля успешно развивались принципы театрализации музыкальных номеров, начало которым было положено в первых работах коллектива.
Высокие требования к музыке концерта-спектакля — основе театрализованного музыкального представления — обусловили появление в программе ансамбля таких произведений, как Патриотическая увертюра Шостаковича, песни Дунаевского, Мурадели и др.
8 мае 1946 года на сцене зала им. Чайковского режиссер С. Юткевич в содружестве с М.Вольпиным, Н.Эрдманом, В.Рындиным, К.Голейзовским и А.Мессерером создал театрализованное музыкальное представление «Весна победная». Полный веры в могущество нашей Родины, одержавшей победу над фашизмом, этот концерт-спектакль как бы подводил итог многолетнему поиску талантливого режиссера в области театрализованного концерта.
В послевоенное время театрализованные концерты, посвященные победам нашей армии над врагом, стали доброй традицией этого массового жанра. В этом плане показали интересные творческие работы Р. Симонов, И. Туманов и другие.
В феврале 1964 года в течение десяти дней на волгоградской земле шел первый фестиваль искусств столицы нашей Родины Москвы и городов-героев Волгограда, Ленинграда, Киева, Одессы, Севастополя.
Участники этого фестиваля дали 130 концертов, провели много шефских концертов-встреч с рабочими волгоградских заводов и фабрик, с воинами Советской Армии. Фестиваль завершился торжественным массовым театрализованным концертом. Он начался кантатой «Города-герои», специально написанной для фестиваля композитором А. Флярковским и поэтом Л. Дербеневым.
Основным компонентом оформления этого театрализованного концерта была огромная, во всю сцену, карта военных действий Великой Отечественной войны. В большом театрализованном прологе участвовали представители всех городов-героев, появление посланцев каждого из них сопровождалось укрупнением (при помощи проекции) этого города на карте. В финале кантаты в центре ее возникли кинокадры сегодняшних мирных дней.
Каждый, как бы передавая друг другу концертную эстафету, входил в действие со своей темой. Зрительно это было акцентировано появлением на переднем плане огромных, занимающих все зеркало сцены проекций боевых медалей «За освобождение...», и посланцы городов-героев, изображение которых проецировалось на сложную систему тюлевых занавесов, словно выходили из этих медалей. В концерте принимали участие прославленные коллективы — Государственный ансамбль народного танца Украинской ССР под руководством П. Вирского, Ансамбль песни и пляски Черноморского флота под руководством народного артиста РСФСР П. Боголепова, известные артисты — Л. Зыкина, Л. Филатова, Б. Врунов, артисты и коллективы из Ленинграда, Одессы, Волгограда.
В финале все города-герои объединились в «Песне мира» Дм. Шостаковича:
Наши нивы цветут, Мы отстояли весну, Наши силы растут, Мир победит войну!
А на экранах шла сегодняшняя ракетная техника, стремительные реактивные самолеты — могучее вооружение Советской Армии...
В числе массовых театрализованных концертов, посвященных великой Победе .над фашизмом, следует отметить представления в честь 20-, 25- и 30-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне, поставленные на сцене Кремлевского Дворца съездов. В концертах приняли участие ведущие артистические силы страны, а также и военные ансамбли.
В ознаменование праздника 30-летия Победы проводился и Международный фестиваль социалистических стран.
Фестиваль торжественно открылся в Герлице — на той самой земле, где отгремели последние залпы Великой Отечественной. В огромном зале, построенном специально для массовых зрелищ, состоялся театрализованный концерт, посвященный дружбе народов и армий социалистических стран. В нем приняли участие артисты и художественные коллективы из Советского Союза, ГДР, Болгарии, Польши.
Затем фестиваль перенесся на территории ГДР, Польши, Чехословакии — во многие города, в театры, на концертные площадки под открытым небом.
Фестиваль проходил с огромным успехом, и посланцы народ-. ного искусства Советского Союза принимались во всех братских странах с воодушевлением и восторгом. Как правило, театрализованные концерты советской делегации заканчивались исполнением прекрасных песен, которые вместе с нашими артистами, стоя и взявшись за руки, пел весь зал.
В мае 1985 года страна торжественно отмечала 40-летие Победы над фашизмом. В честь этого праздника в Кремлевском Дворце съездов состоялся большой театрализованный концерт (главный режиссер И. Моисеев).
В мае 1985 года в ГДР прошел многодневный праздник в честь 40-летия Победы, в котором приняли участие прославленные артисты и коллективы нашей страны.