ДЕКАДЫ И ДНИ НАЦИОНАЛЬНОГО ИСКУССТВА

Развитие театрализованного концерта в значительной мере связано с проведением в Москве декад национального искусства союзных и автономных республик, которые впервые состоялись во второй половине 30-х годов.

Заключительный концерт — сложный художественный комплекс, ибо он является своеобразным итогом всей декады, вбирающим в себя лучшее, что есть в искусстве республики,— в театре, му­зыке, поэзии, хореографии, живописи, скульптуре, народном само­деятельном искусстве. И задача здесь не в том, чтобы со­брать лучшие образцы творчества и механически соединить их в одном концерте, где все компоненты будут существовать сами по себе. Сложность заключена в необходимости создания четкого сценически-концертного действа, в выстроенное™ и соподчиненности различных и отличающихся друг от друга компонентов. Поэтому создание заключительных массовых театрализованных концертов потребовало новых творческих сценарно-режиссерских поисков, по­лучивших широкое развитие уже в послевоенные годы.

В этих поисках родился торжественный, патетический стиль концерта-спектакля, спектакля-праздника, красочно и эмоционально рассказывающего о жизни народа, его успехах и стремлениях.

В 50—60-е годы многие союзные и автономные республики страны провели в Москве показы национальной культуры и искусства. По традиции их венчали заключительные театрализованные кон­церты-спектакли. Среди других отличались своеобразием режис­серского решения концерты декады грузинского искусства (режиссер И. Туманов) и декады татарского искусства (режиссер Б. Пок­ровский).

И если в известной мере привычными стали смотры достижений в культуре и искусстве союзных республик, то показы малых автономных республик, демонстрирующих свои успехи в культур­ном строительстве за годы Советской власти, были тем более знаменательными. Смотры в Москве искусства Дагестана, Север­ной Осетии, Башкирии, Бурятии, Тувы, Якутии стали многодневными массовыми театрализованными праздниками, актом как всесоюзного, так и международного значения.

Значительным событием стали показы искусства областей РСФСР и малых народностей, населяющих Российскую Федерацию. В концерте-спектакле искусства народов Поволжья «Красавица на­родная», состоявшемся в 1959 году в Москве, наряду с русскими коллективами — Волжским русским народным хором и Астраханским ансамблем «Моряна», артистами из Волгограда, Куйбышева, Саратора, Горького — принимали участие артисты из Марийской, Чувашской, Татарской автономных республик.

В 1960 году в Москве был показан концерт-спектакль искусства народов Севера — «Северное сияние». В спектакле принимали участие Северный русский народный хор и представители народов Севера — якуты, эвенки, ненцы, нанайцы, коми, ханты-манси, чукчи, эскимосы и др.

Показы искусства национальных республик в Москве становились подлинно народными массовыми праздниками, явившимися убе­дительным доказательством торжества ленинской национальной политики.

Дни культуры и искусства всех союзных республик, прошед­шие в 1967 году в Москве, были посвящены славной дате — пятидесятилетию Великой Октябрьской социалистической революции. Они начались летом и продолжались до октября. Заключительные театрализованные концерты дней культуры и искусства прохо­дили на центральных сценах нашей страны: в Кремлевском Дворце съездов, в Кремлевском театре, в Большом театре СССР.

В заключительных массовых театрализованных концертах республики показывали достижения своего национального искус­ства, ярко расцветшего после Великой Октябрьской социалисти­ческой революции; каждый такой концерт был самобытен по национальному колориту и богатству красок народного искус­ства, по своеобразию подачи материала и оригинальности сценарно-режиссерского решения. Объединяла их общая тема всего замеча­тельного многонационального народного праздника — тема верно­сти священным идеалам революции, тема верности великим ленин­ским идеям.

Заключительные театрализованные массовые концерты дней культуры и искусства союзных республик в Москве, проведенные в честь 50-летия Великой Октябрьской социалистической револю­ции, убедительно доказали, что в республиках выросли талантливые мастера этого сложнейшего синтетического театрально-концертного жанра.