Лекция 19. Становление советского массового праздника.
К театрализованным действам, столь популярным в эту эпоху, обращались и деятели смежных искусств, стремясь при помощи агитпредставления усилить воздействие на зрителя/
К 1921 году массовые празднества и зрелища уже набрали силу, жанр массового агитационного искусства успел утвердить себя во многих крупных городах страны. Естественно, что в Петрограде, где родились массовые революционные агитспектакли, продолжались поиски в самых различных направлениях. И одно из них — театрализованный эпилог к киносценарию «Нетерпимость».
Летом 1921 года в Петрограде делегаты III Конгресса Коммунистического Интернационала присутствовали на просмотре шедевра мировой кинематографии — фильма «Нетерпимость» американского режиссера Дэвида Гриффита. В связи с этим в Петроградском окружном фотокиноотделе было принято решение усилить классовое звучание фильма, который при всех своих художественных достоинствах не был лишен некоторого мелодраматизма и налета слащавой сентиментальности.
Специально созданный театрализованный массовый пролог, показанный перед фильмом, должен был усилить, как считали его авторы, антиэксплуататорскую сущность киноленты.
Сохранившийся текст представления-пролога дает возможность ощутить характер и стиль этого массового зрелища. Текст пролога был напечатан в специально выпущенных для этого случая программах на русском, французском, английском и немецком языках.
«Эй, эй, люди! Эй, вы, обращенные сюда: мужчины и женщины, молодые и старые — оглянитесь! Позади вашей жизни, в глубокой дали истории вы увидите огромную дорогу, которой шло человечество тысячи лет. Глядите!»
И — финал театрализованного пролога, где, собственно, высказывалась главная его мысль: «С великой, старой горы, что зовем мы жизнью, протечет перед вами знакомое и, слившись в быструю смену дней, неожиданно приведет к Советам.
«Советы» — вот наше слово.
Что это?
В прекрасной долине жизни. У подножья горы-истории, творя незнаемое никем. В страстной вере с железной силой убеждения. Через волшебный котел революции раскидываются они —• Советы!
И, глядя на порог позади, отмечая в памяти путь человеческий, запишите в книгу и расскажите другим последнюю повесть долгого рабства. Подлейшую лесть и торговлю душами. Слякоть и тину, и плесень, от которых с болью и муками пришли мы к лучезарным Советам: к нашим трудовым и свободным храмам, через которые мы все воскреснем.
Советы! Советы! — гудит земля.
Советы путь — Советы наше спасенье!»
Сам факт создания подобного театрализованного плаката говорит о многом. В приведенном выше представлении-прологе киноспектакля, вобравшем в себя выразительные средства кинематографии и театра, можно проследить явное влияние массовых действ.
В 1922 году в ознаменование пятилетия Великого Октября в Петрограде на площади Урицкого было поставлено большое массовое представление. Оно начиналось с факельного шествия. В постановке участвовали оркестры, хоры, спортсмены, участники Всеобуча, воинские подразделения — конница, броневики, артиллерия. В ткань представления был введен киноматериал, говорящий об основных положениях действовавшей тогда Конституции.
Сценарно-режиссерское решение определялось хронологическим ходом — год первый, год второй и т. д. Каждый «год» отмечался взлетами в ночное небо ракет. В финале над площадью взвились пять ракет — «Знак пятилетия». Прозвучал призыв — «Всемирной коммуны солнце взойдет!». Представление закончилось общим фейерверком.
В самом начале 20-х годов одной из форм театрализованных массовых представлений стали «агитационные суды», являвшиеся наглядным и действенным средством агитации и пропаганды.
В этих массовых постановках выборные от народа «судьи» вели открытый судебный процесс над такими условными персонажами, как Капитал, Спекулянт, Дезертир и т. д. «Подсудимыми» зачастую становились и конкретные враги Советской власти.
В 1920 году в станице Крымской был проведен «агитационный суд» над Врангелем. Массовая постановка, зрителями которой стали десять тысяч красноармейцев, имела большое агитационное значение.
Пьесы с точным текстом не было. Спектакль ставился по сценарию, который давал лишь определенную схему действия и канву ролей. В основном текст импровизировался по ходу спектакля. «После чтения обвинительного акта, в котором перечислялись преступления Врангеля, его зверства и кровавые злодеяния, выступали свидетели обвинения и защиты.
Вся масса зрителей была втянута в действие. Речи свидетелей и защитников «Врангеля» — купца первой гильдии, офицера в отставке — прерывались гневными возгласами и криками. Когда «Врангель» заявил: «Я шел спасти весь русский народ»,— в ответ ему раздалось: «Врешь, не обманешь, кровопийца». Всеобщим одобрением был встречен приговор: «Врангель должен быть уничтожен. Приговор подлежит немедленному исполнению всеми трудящимися Советской России». Постановка эта имела громадный успех».
«Польза этих судов огромная,— писала газета «Правда» 22 апреля 1920 года.— Митинги надоели, лекции, беседы заинтересовывают не всю аудиторию. В «суде» же аудитория из мертвой, выражающей свое участие в обсуждении лишь голосованием, делается живой, мыслящей».
...Жанр развивался, и масштабы массовых постановок росли от спектакля к спектаклю.
В Петрограде развитие жанра шло несколько в другом направлении, нежели в первые годы после революции. Инициативу постановок взяли в свои руки рабочие и комсомольские театральные кружки,а впоследствии — ТРАМ как организатор молодежных массовых представлений на улицах и площадях Петрограда. (Режиссеры — С. Тимошенко, М. Соколовский и др.)
В 1921 году массовые зрелища в честь дня Парижской Коммуны прошли по шести районам Петрограда и закончились на площади Восстания большой массовой постановкой силами участников объединенных клубных кружков. Массовое зрелище, поставленное в 1925 году на фронтоне Большого оперного театра Народного дома, было осуществлено силами комсомольских кружков. Работа теперь строилась на иной организационной основе: новый метод «сводных постановок» предусматривал подготовку кружками отдельных эпизодов. На общих сводных репетициях отдельные, уже готовые эпизоды соединялись в единый спектакль.
Следует вспомнить еще об одном грандиозном массовом зрелище— постановке «10 лет Октября», созданной в 1927 году в Ленинграде режиссерами Н. В. Петровым, С. Э. Радловым, В. Н. Соловьевым и художником А. М. Ходасевичем.
Неожиданным был выбор «сценического пространства», на котором разворачивалось действие огромного массового спектакля. На этот раз сценой стала река Нева, а зрительным залом — набережная от Троицкого до Дворцового моста и сами мосты, усеянные многотысячными зрителями. «Задником» этой «декорации» служили Петропавловская крепость и Монетный двор, «портальными кулисами» были два миноносца, стоящие недалеко от мостов. В этом удивительном спектакле были творчески претворены многие режиссерские находки прошлого. В частности, «система педжентов», рожденная режиссурой старинных мистерий, нашла здесь неожиданное и остроумное решение: на движущихся по Неве судах и баржах, ставших сценическими площадками, шло последовательно развивающееся действие. В постановке было использовано массовое хоровое скандирование как одно из сильных выразительных средств жанра. Этот прием несет большой смысловой и эмоциональный заряд, неотразимо действующий на зрителей. Об этом знали еще постановщики массовых народных представлений на Великих Дионисиях в Древней Элладе.
С начала XX века попытки расширить рамки выразительных средств театра, используя массу для активного синхронного действия, предпринимались в различных направлениях. Одно из них — хоровая декламация. Мейерхольд применял этот прием еще в 1906 году в театре Комиссаржевской при постановке метерлинковской «Сестры Беатрисы», а П. П. Гайдебуров — в «мессах» (передвижной театр).
Макс Рейнгардт, войдя с «Царем Эдипом» в здание цирка и ощутив необходимость иных, нежели в обычной театральной постановке, выразительных средств, также обратился к приему массовой хоровой декламации.
Были попытки использовать хоровую декламацию и в концертных жанрах. В 1916 году журнал «Рампа и жизнь» сообщил в заметке «Многоголосая декламация в Учительском Доме» следующее: «6-го июля в Учительском Доме состоялся товарищеский вечер-концерт учительских летних курсов, созванных Обществом Взаимной Помощи при Московском учительском институте. В программе вечера были: хоровое пение, сольное чтение, игра и многоголосная декламация по принципу В. И. Сережникова и под его руководством. Чтение отличалось музыкальностью и яркой выразительностью.
...Особенно яркое впечатление оставило многоголосное чтение «Зеленого шума» Некрасова и «Весны» Фета».
Очевидно, подобные искания в канун революции проводились различными деятелями русского театра, обратившимися к такому сильнейшему средству эмоционального воздействия, как массовое хоровое чтение («словесная симфония», по определению А. Пиотровского).
В советском драматическом театре и в массовом театре под открытым небом первых послереволюционных лет прием этот стал служить новым задачам агитационного искусства.
И конечно, не случайно, что в первый год революции в «Мистерии-буфф» Маяковского и Мейерхольда на сцену вышел хор, в патетических местах спектакля скандирующий чеканные, будто литые стихи великого поэта. Мейерхольд в дальнейшем продолжил этот опыт («Зори» Верхарна, «Командарм-2» Сельвинского и др.), стремясь найти монументальный образ народа-героя, идущего в Революцию, подчеркнуть его сплоченность и монолитность.
В 1918 году Петроградская театральная студия Пролеткульта обратилась к проблеме создания целой серии агитационных спектаклей-концертов, построенных на массовом хоровом чтении. Это был результат объединенных усилий рабочих — писателей и поэтов — П.К.Бассалько, В. Игнатова, В. Попова, актеров — А.А.Мгеброва и В. В. Чекан, пришедших в студию по рекомендации А. В. Луначарского. В Арене Пролеткульта, как стало называться это театрально-концертное предприятие, участвовало несколько сот исполнителей, основную часть которых составляла рабочая молодежь.
1 мая 1918 года Арена Пролеткульта выступила с хоровым чтением стихотворений рабочего поэта А. Гастева. В дальнейшем осуществлялись хоровые инсценировки стихотворений Уитмена, Верхарна, пролетарских поэтов Кириллова, Садофьева, Маширова.
При всей противоречивости этих спектаклей-концертов тем не менее, как отмечают исследователи, «эти выступления поднимали, мобилизовывали зрителя. Они являлись проявлениями четко целеустремленного, политически заостренного театра, так напряженно требовавшегося массам в эти дни гигантского напряжения воли и энергии пролетариата».
В дальнейшем этот прием был взят на вооружение «Синей блузой». В европейском театре наш опыт был подхвачен Э.Пискатором и руководимым им Рабочим театром Большого Берлина, немецкими рабочими агитационными коллективами «Красная ракета» и др.
Пожалуй, наиболее убедительное драматургическое воплощение массовое хоровое чтение нашло у Б. Брехта, сделавшего этот прием одним из сильнейших агитационных средств политического театра.
Большая потребность в массовых действах молодого советского искусства в послереволюционные годы вызвала к жизни целую серию массовых зрелищ во многих городах страны: «Пантомима великой Революции» в Москве, «Интернационал» в Киеве, «Восхваление Революции» в Воронеже, «Поступь свободных народов» в Харькове, массовые зрелища в Самаре, Казани, Иркутске, Самарканде и т. д. И всегда тема революции, тема победившего народа была основной в этих представлениях.
Говоря о становлении жанра массовых празднеств и зрелищ в нашей стране, мы должны назвать имена тех, кто своим талантом и мастерством способствовал утверждению этого жанра на первоначальном этапе. Это, во-первых, крупнейшие советские режиссеры. Поставленная в 1918 году Вс. Мейерхольдом «Мистерия-буфф» Маяковского явилась, по существу, первым шагом к созданию агитационного театра народных масс, во многом определившим развитие жанра в будущем. Дело, начатое Мейерхольдом, продолжили К- Марджанов, Н. Охлопков, Н. Петров, С. Радлов, В. Соловьев. Развитию жанра способствовали режиссеры старшего поколения А. Алексеев-Яковлев и Н. Евреинов, замечательные художники М. Добужинский и В. Щуко, режиссеры Ю. Анненков, Н. Виноградов, К. Державин, В. Мишеев, А. Пиотровский.
Поиск монументального народно-героического массового спектакля вели многие режиссеры, идущие в авангарде молодого советского искусства. И даже такой тончайший художник, как Е. Б. Вахтангов.
В первую годовщину Октября, как раз в то время, когда Маяковский с Мейерхольдом ставили в Петрограде «Мистерию-буфф», Вахтангов в Москве готовил постановку театрализованного праздничного действа, названного им «спектаклем ноябрьских торжеств» и «спектаклем празднеств».
Сведения об этом массовом театрализованном представлении, к сожалению, чрезвычайно скудны. Мы можем судить о нем только по косвенным данным. Но даже и они кое-что проясняют.
В дневнике режиссера в эти дни появляется несколько записей, которые представляют для нас интерес чрезвычайный. Вот фрагмент одной из них. Что это — наброски плана будущего спектакля? Массового театрализованного действа?
6. Идут века.
7. Ночь. Далеко за пределами осязания пространства огонь.
В ночи слышна песнь надежды, тысячи приближающихся грудей. Идет, идет народ строить свою свободу...»
И еще в дневнике — несколько позже:
«Надо сыграть мятежный дух народа. Сейчас мелькнула мысль: хорошо, если бы кто-нибудь написал пьесу, где нет ни одной отдельной роли. Во всех актах играет только толпа. Мятеж. Идут на преграду. Овладевают. Ликуют. Хоронят павших. Поют мировую песнь свободы».
Характерно, что здесь возникают образы и масштабы, неожиданные для Вахтангова: революционная тематика, монументальность замысла, тема народа, идущего на борьбу за свою свободу,— все это ново и непривычно для режиссера, до тех пор замкнутого в камерной атмосфере театральных студий.
Что это — совпадение? Случайное стечение обстоятельств? Или это один из набросков сценария массового театрализованного представления? (Вахтангов мечтал создать в своей студии спектакль о революции.)
Но одно бесспорно: в период подготовки «спектакля ноябрьских торжеств» Вахтангов соприкоснулся с темой революции, с темой народа, ощутил всю силу гражданственной позиции советского художника. Этот процесс не мог не сказаться на всем дальнейшем творчестве режиссера. И можно только пожалеть, что болезнь не позволила ему довести работу над «спектаклем ноябрьских торжеств» до конца. Может быть, жанр развивался бы еще стремительнее и своеобразнее, если бы к нему прикоснулась рука гениального мастера — Евгения Багратионовича Вахтангова.
Массовые театрализованные зрелища в Узбекистане иллюстрируют самобытное развитие жанра в первые послереволюционные годы на национальной почве. Во главе нового для Средней Азии начинания стоял выдающийся узбекский поэт, драматург, режиссер и общественный деятель Хамза Хаким-заде Ниязи.
На примере творчества Хамзы мы можем проследить, как жанр массовых театрализованных зрелищ, трансформируясь, приобретал у разных народов нашей страны самобытность и неповторимое своеобразие, обусловленное национальными особенностями, историей и культурой народа.
В творчестве Хамзы узбекский народ нашел вдохновенного выразителя лучших своих устремлений и надежд. Поэт народа, он жил и творил для народа, для простых людей, близких и понятных ему. Неукротимое стремление быть всегда в самой гуще событий эпохи, бороться за справедливость и свободу своего народа привели поэта к революции, привели его в ряды Коммунистической партии.
Театральная труппа, которую создал и которой руководил Хамза, вошла в состав Политуправления Туркестанского фронта, поставив свое творчество на службу революции. «Краевой политико-агитационный театр», как стала называться труппа Хамзы после вступления в ряды Красной Армии, ставила свои спектакли на сценах Ташкента, Ферганы, Коканда, в частях Красной Армии.
В октябре 1919 года Хамза по поручению Политотдела фронта приступил к созданию массовых агитационных спектаклей под открытым небом. Он использовал традиционную народную форму «восточных вечеров», наполнив ее современным политическим содержанием.
М. Рахманов в книге «Хамза и узбекский театр» пишет: «Изучая театральную деятельность Хамзы в послеоктябрьский период, мы не вправе забывать его роли в организации массовых театрализованных зрелищ, получивших название «восточных вечеров». Они имели и самостоятельное значение в развитии узбекской драматургии того времени. Носившие характер массовых спектаклей, эти «вечера» явились любопытной страницей в истории узбекского театра».
Отличительной чертой «восточных вечеров» — массовых театрализованных представлений, сценарии которых создавал сам Хамза, была определенная документальность как в обрисовке действительных событий, так и в конкретных образах врагов трудового люда.
В основе этих массовых зрелищ, ставших заметным явлением в культурной жизни Узбекистана, лежала политико-воспитательная работа, призывающая простых тружеников Средней Азии покончить с баями, с отсталостью, изжить вековые религиозные предрассудки.
В послереволюционные годы многие города страны отмечали годовщины празднования Великого Октября массовыми постановками под открытым небом. На этих народных спектаклях родилась плеяда молодых советских режиссеров. И среди них — Н. П. Охлопков. В 1921 году совсем еще молодым человеком он поставил в Иркутске, на городской площади, массовую инсценировку, основной темой которой была победа труда над капиталом. «В нашей инсценировке,— вспоминал Н. П. Охлопков,— принимали участие четыре тысячи пехотных солдат и две тысячи кавалеристов. Был и большой сводный оркестр. Ведущие роли исполняли молодые артисты драмтеатра... Постановка была горячо принята тысячами зрителей. И я поныне храню очень теплые воспоминания об этой необычной моей первой режиссерской работе»1.
Интересно отметить, что молодой Н. П. Охлопков, впоследствии один из выдающихся режиссеров советского театра, художник-патриот, начал свой режиссерский путь с массового политического представления.
Исторической достоверностью была отмечена в 1923 году массовая инсценировка в Иваново-Вознесенске, посвященная восьмой годовщине со дня забастовки ивановских ткачей. Эта постановка, сделанная талантливо и изобретательно, с документальной точностью восстанавливала события восстания 1915 года.
После окончания массовой инсценировки состоялся митинг-реквием, закончившийся «Интернационалом», могуче гремевшим над городом в исполнении 20-тысячного хора рабочих...
8 ноября 1927 года в Киеве, на площади ипподрома, перед 50 000 зрителей ожили эпизоды «Восстания арсенальцев в 1917 году» — от драматических сцен заседания большевиков-подпольщиков до огромных массовок, разгона демонстрации рабочих, осады «Арсенала», атак пехотных частей и кавалерии, расстрела рабочих-арсенальцев и финального торжественного парада частей Красной Армии. Среди участников представления были и рабочие-арсе-нальцы, реальные герои восстания 1917 года. Они же помогали при создании сценария и при постановке. Это придавало всему представлению документальность и историческую точность.
С середины 20-х годов жанр массовых праздников и зрелищ стал обогащаться новыми разновидностями. Теперь центр исканий в области жанра переместился из Ленинграда в Москву, где проводились эксперименты в поисках новых форм.
10 мая 1925 года состоялся первый общемосковский карнавал книги. По улицам Москвы, заполненным многотысячными толпами, двигались карнавальные колонны. Автомашины, оформленные в виде книг, являлись сценическими площадками, на которых выступали чтецы, музыканты, танцоры, коллективы художественной самодеятельности. (Е. Рюмин в книге «Массовые празднества», 1927 г., дает подробное описание этого карнавала.)
Узловым моментом всего праздника явились массовые инсценировки на Хамовническом плацу, посвященные темам борьбы трудящихся с империализмом, единению народностей нашей страны и др. В осуществлении этих инсценировок принимали участие крупнейшие издательства: Госиздат, Центральное издательство народов СССР и др.
В 1926 году, в дни Первомая, на Каланчевской площади в Москве было поставлено массовое представление, прославляющее людей труда. За два дня представление собрало более семидесяти тысяч человек. Оно явилось «грандиозным спектаклем на открытом воздухе, ярким и красочным зрелищем».
Говоря о московских опытах в области различных форм массовых зрелищ, мы должны с благодарностью вспомнить выдающегося деятеля Советского государства Н. И. Подвойского. По его инициативе и под его руководством в мае 1928 года на Воробьевых горах в Москве было поставлено массовое представление «Великий Октябрь». Это был спектакль, полный веры в революцию, в ленинские идеи, в торжество социализма, он явился большим событием для Москвы. По режиссерскому решению спектакль продолжал традиции массовых постановок Красного Петрограда. Он осуществлялся силами Коллектива массового действия при Обществе строительства международного Красного Стадиона, которое возглавлял Н. И. Подвойский. Нужно сказать, что Коллектив массового действия в 20-е годы создал целый ряд и других постановок, посвященных революции и текущему политическому моменту.
К проводившейся в Москве I Всесоюзной спартакиаде народов СССР был приурочен и водный праздник на Москве-реке.
В 30-е годы, в связи со строительством по всей стране парков культуры и отдыха и стадионов, определенный интерес представляли массовые постановки на их территориях. В честь XVI съезда партии летом 1930 года в ЦПКиО им. Горького была осуществлена постановка «Развернутым фронтом». Автором сценария был приглашен В. В. Маяковский, проявивший большой интерес к этой работе: его увлекли масштабы и размах грандиозного народного празднества. К сожалению, великий поэт не успел написать сценарий. Работа эта была выполнена его другом поэтом Н.Асеевым.
На основе асеевского сценария режиссер С.Радлов и художник Я.Ромас создали замечательный народный праздник, творчески развивающий традиции массового театра, рожденного в Красном Петрограде, убедительно продемонстрировавший единение партии и народа, самоотверженный труд советских людей. Действие шло по всему парку, по набережным Москвы-реки (массовки с участием воинских частей) и на самой реке (бой джонок с эскадрой «вражеских» миноносцев); умело была использована пиротехника.
Яркий и эмоциональный, построенный на четкой логике политических и общественных тем, массовый театрализованный праздник «Развернутым фронтом» явился заметной вехой в становлении жанра.
В конце 30-х годов, когда в Москве было окончено строительство стадиона «Динамо» (в то время крупнейшего в стране), на его поле было поставлено массовое представление «Руки прочь от Испании!» (режиссер С. Радлов). В представлении выступления актеров и коллективов перемежались с политическими лозунгами и воззваниями. Театрализованное действие перерастало в митинг, в который включались многотысячные зрители, наполнившие трибуны огромного стадиона.
Это представление-митинг можно считать началом нового направления в жанре. Популярная в послереволюционные годы форма театрализованного митинга строилась на включении в ход политического митинга концертных номеров: выступления хоров, оркестров, артистов-чтецов. Массовое представление «Руки прочь от Испании!» было решено в основном средствами искусства.
В театрализованном представлении-митинге заключены огромные возможности массовой политической пропаганды, поэтому так интересны все этапы поиска в этой разновидности жанра.
В 1934 году страна чествовала героев челюскинской эпопеи. В июне в Центральном парке культуры и отдыха в Ленинграде готовились к встрече челюскинцев и героев-летчиков. Героям Арктики посвящался своеобразный парад самодеятельного искусства, которым завершалась олимпиада художественной самодеятельности ленинградских профсоюзов. В руководстве подготовкой праздника деятельное участие принимал С. М. Киров.
Территория парка была празднично украшена. В центре его сооружен макет лагеря челюскинцев, у входа в парк — громадная карта Арктики с обозначением маршрутов похода «Челюскина» и полета отважных летчиков.
На Масляном лугу была выстроена специальная трибуна почета, которую заняли герои-полярники. Мимо трибуны прошли в веселом карнавальном шествии тридцать тысяч исполнителей, одетых в костюмы представителей различных трудовых профессий. Во главе шествия «плыл» макет прославленного ледокола «Красин» в окружении «шлюпок» и «байдарок». После шествия на большой эстраде у Елагина дворца состоялся концерт коллективов художественной самодеятельности. Праздником песни, в котором участвовал пятитысячный сводный хор и двухтысячный оркестр, завершился этот день.
8 июля 1935 года в Московском ЦПКиО им. Горького проведен первый карнавал, в котором участвовали десятки тысяч москвичей.
Праздник проходил одновременно на всей территории парка — на его эстрадах, площадках, аллеях, прудах, набережной Москвы-реки, наконец, в Зеленом театре, зрительный «зал» которого вмещает 20 тысяч зрителей.
С тех пор красочные веселые карнавалы стали устраиваться во многих городах страны.
В 30-е годы на стадионах, городских площадях, в больших городских парках стали проводиться физкультурные праздники. Создаваемые по специальным сценариям, организованные в четко выстроенные зрелища, праздники эти были в известной мере театрализованы. Для них ставились массовые номера, шествия, делалось художественное оформление, шились костюмы. Следовательно, физкультурные праздники правомочно причислить к одной из форм массовых народных действ. И не случайно, что к работе над ними привлекались крупные творческие силы. Достаточно сказать, что в списке режиссерских работ Вс. Мейерхольда значится «Выступление Ленинградского института им. Лесгафта на Всесоюзном параде физкультурников. План выступления разработан Мейерхольдом совместно с Л. П. Орловым и Н. П. Серым. Композитор — С. С. Прокофьев (1939 год. 6/VII — Дворцовая площадь. Ленинград. 8/VII — Красная площадь. Москва»).
Театрализованные физкультурные парады, равно как и массовые выступления спортсменов в народных празднествах начиная с 30-х годов стали традиционными. И по сей день спортивные выступления, отличающиеся жизнерадостностью и оптимизмом, являются украшением любого массового празднества, способствуют созданию художественного образа силы, здоровья, молодости и красоты.
Война 1941 года прервала развитие жанра массовых зрелищ, всегда связанного с участием больших масс людей, огромной организационной работой, материальными затратами. Возрождение его началось в послевоенные годы. И хотя нельзя в полной мере отнести к этому жанру парады, невозможно не рассказать о самом волнующем и торжественном всенародном послевоенном празднике — о Параде Победы, состоявшемся на Красной площади в Москве 24 июня 1945 года.
Параду Победы предшествовала большая подготовительная работа, свидетельствующая о серьезном замысле его организаторов и об интереснейших поисках обобщенного образа Победы. Это тоже своеобразная режиссура, причем режиссура высшего класса, основанная на ясной партийной позиции, обусловленной великим патриотизмом, любовью к Отчизне, гордостью за нее, за народ, победивший фашизм. Это была режиссура огромных масштабов и талантливого образного решения.
В параде участвовали сводные полки всех фронтов, сводный полк Военно-Морского Флота и Военно-Воздушные Силы.
Принимавший Парад Победы Маршал Советского Союза Г.К.Жуков вспоминал: «В состав полков включались Герои Советского Союза, кавалеры орденов Славы, прославленные снайперы и наиболее отличившиеся орденоносцы — солдаты, сержанты, старшины и офицеры.
Сводные фронтовые полки должны были возглавляться командующими фронтами.
Решено было привезти из Берлина Красное знамя, которое водружено над рейхстагом, а также боевые знамена немецко-фашистских войск, захваченные в сражениях советскими войсками.
Построение парада было определено в порядке общей линии действующих фронтов, справа налево. На правом фланге был построен полк Карельского, затем Ленинградского, 1-го Прибалтийского фронтов и так далее. На левом фланге фронт замыкали 4-й Украинский, сводный полк Военно-Морского Флота и части гарнизона Московского военного округа.
Для каждого сводного полка были специально выбраны военные марши, которые были особенно ими любимы. Предпоследняя репетиция к параду состоялась на Центральном аэродроме, а последняя, генеральная — на Красной площади.
Особенный восторг охватил всех, когда торжественным маршем двинулись полки героев мимо Мавзолея В. И. Ленина. Во главе их шли прославившиеся в сражениях с немецкими войсками генералы, маршалы родов войск и Маршалы Советского Союза.
Ни с чем не сравнимым был момент, когда двести бойцов — ветеранов войны под барабанный бой бросили к подножию Мавзолея В. И. Ленина двести знамен немецко-фашистской армии». Это потрясающее зрелище, символизирующее великую историческую победу советского народа над фашизмом, знаменовало собой начало новой эпохи в жизни страны — мирного времени.
Летом 1945 года на площадях и улицах городов и сел народ восторженно встречал героев войны, везде звучали радостные песни, возникали стихийные митинги-концерты, в которых принимали участие тысячи людей. Общественный подъем в стране-победительнице был необычайный. Это явилось огромным стимулом для возрождения массовых празднеств, их дальнейшего развития, с размахом и разнообразием дотоле невиданными. Тема всенародного подвига, мужества, проявленного советским народом в Великой Отечественной войне, стала традиционной для многих празднеств и массовых представлений в нашей стране.
Ежегодно широко отмечаются памятные даты, связанные с Великой Отечественной войной. И тогда в народных праздниках ведущее место принадлежит массовым митингам-концертам.
В Белоруссии стали традиционными торжественные ритуалы — массовые митинги жителей городов и сел у братских могил. Эти митинги организуются в День Победы, а также в дни изгнания немецко-фашистских захватчиков из данного города или селения.
Проводятся также слеты ветеранов войны — партизан, подпольщиков, воинов-фронтовиков. На слеты приглашаются ветераны из других стран: французы, чехи, словаки, венгры. Они боролись против фашизма на белорусской земле, пролили свою кровь за общее дело — освобождение мира от фашистской чумы. Этим фактом подчеркивается интернациональный характер борьбы с гитлеризмом. На митингах юное поколение торжественно принимается в пионеры, ветераны войны вручают молодежи комсомольские билеты. Звучат песни, играют оркестры...
Эти документальные митинги-концерты несут воспитательную функцию, являясь действенным оружием пропаганды.