КРАСНОАРМЕЙСКИЙ АГИТТЕАТР

1919 год — год тяжелейших военных испытаний для молодой Советской России. И знаменательно, что именно в этом году Агитпроп политуправления Петроградского военного округа создал Театрально-драматургическую мастерскую Красной Армии. Этой мастерской суждено было сыграть большую роль в развитии массовых политических празднеств. В ее творческой программе говорилось, что она должна не только «основать новый героически-монументальный театр, проникнутый духом классовой борьбы пролетариата», но и «подготовить кадры инструкторов, которые могли бы перенести в части Красной Армии принципы массового героического театрального действия». Драматурги нового времени, как смело предполагали создатели мастерской, «должны настолько превзойти Эсхила, насколько идеи, одушевляющие пролетарскую Красную Армию, выше идей рабовладельческого общества древнегреческих Афин»2.

Мастерская готовила и художников. На них возлагалась обязанность «монументальными фресками и блестящим убранством украсить дворцы и празднества Красной Армии».

В Театрально-драматургическую мастерскую были отобраны 180 красноармейцев из войск Петроградского гарнизона, и в феврале 1919 года новый театральный коллектив, созданный на правах особой военной части, начал работу, которую курировал Агитпроп политуправления Петроградского военного округа.

Во главе Красноармейского театра встал Н.Г.Виноградов-Мамонт. Впоследствии его сменил А.И.Пиотровский. В числе крупнейших деятелей культуры, в той или иной мере принимавших участие в работе Красноармейской мастерской, были А.М.Горь­кий, Ф.И.Шаляпин и В.Э.Мейерхольд, взявшийся вести режиссерский класс.

Уже в первоначальном варианте программы героико-монументального массового театра были следующие пункты: всемирность, монументальность, творчество масс, оркестр искусств.

«— Всемирность! — тогда все мыслили и чувствовали только во «всемирном масштабе».

— Монументальность! Размах Революции, идеи Интернационала, величие событий и сам Петроград — колыбель пролетарской революции, город гигантских площадей, мостов, фабрик и заводов — диктовали нашему разгоряченному воображению только один стиль — монументальный.

— Творчество масс! Массы уже прорвали вековые преграды,— их силы бушуют и созидают новое государство!

— Оркестр искусств!.. Каждое искусство — поэзия, музыка, живопись, скульптура, танец — входят в театр, как инструменты в симфоническом оркестре»1.

В марте 1919 года состоялся первый спектакль Красноармейского театра «Свержение самодержавия» (впоследствии он назывался «Красный год»). В этом театрализованном действии с участием больших красноармейских масс коллектив встал на путь агитационного политического театра, который при всей прямолинейности и плакатности своих спектаклей делал очень нужное и полезное дело, пропагандируя идеи революции среди красноармейцев.

Мы особо останавливаемся на «Свержении самодержавия» потому, что при постановке спектакля в известной мере были найдены те композиционные приемы, тот характер массовых театрализованных действ, которые уже через год обрели свое блистательное воплощение в грандиозных массовых политических представлениях под открытым небом в Красном Петрограде.

Сценарно-режиссерское решение спектакля было построено на конфликте между двумя лагерями — революции и реакции. В противоположных концах огромного зала были построены два помоста: «помост революции», где условно изображались завод и революционный штаб, и «помост реакции», где шли картины «Зимний дворец», «полицейский участок», «царская ставка». Помосты были соединены идущим через весь зрительный зал широким проходом, являющимся также местом активного действия масс.

И если образы рабочих и солдат решались в плане патетическом, то образы врагов — царь, генералы — были откровенно буффонными, близкими к карикатуре. Этим продолжалась линия развития жанра политической сатиры, начатой «Мистерией-буфф».

В спектакле были показаны баррикадные бои, штыковые атаки, манифестация рабочих, шествия больших массовок. Впечатление на красноармейскую массу спектакль производил огромное: в штыковых атаках и эпизоде «Взятие Зимнего» оказывалось значительно большее количество участников, нежели предусматривалось постановкой. Это зрители-красноармейцы, воодушевленные спектаклем, вступали в баррикадные бои и атаки.

«Своим необычным подходом к театральному зрелищу,— писал «Вестник театра» (№ 57, 1920 год),— и неподдельным, гранича­щим с энтузиазмом, вдохновением товарищей красноармейцев спектакль явился как бы вехой, намечающей новые пути пролетарского театра».

Хотелось бы только добавить: новые пути пролетарского массового театра.

За несколько месяцев спектакль выдержал 250 представлений. Теперь он назывался «Красный год». Сценарий был расширен и углублен по сравнению с первым вариантом. Теперь спектакль представлял собою трилогию: «Февральская революция», «Керенщина», «Октябрь». Были введены главные действующие лица — «Вождь рабочих» (возможно, одна из первых попыток создания в театре образа В. И. Ленина) и ведущий контрдействие Керенский. Оба главных действующих лица располагались на противоположных помостах, вокруг которых группировались большие массы исполнителей.

Образы врагов были разработаны более детально — введена пантомима с «господином капиталом», появились «Милюков в цилиндре», «социал-предатель в котелке», «черный рыцарь империализма». Убедительнее стала и героическая линия спектакля.

В финале рабочие, сплотившиеся вокруг своего вождя, шли по проходу через весь зал на штурм «Зимнего». Заканчивался спектакль торжеством победившего народа.

Во время исполнения актеры зачастую импровизировали, вводя в спектакль политическую «злобу дня» — борьбу с Колчаком, поход Юденича на Красный Петроград и т. д. В Мастерской был даже специальный термин «агитпридумка» — так называли актеры-красноармейцы злободневные импровизации. Идущие от традиций площадного зрелища, эти импровизации как бы восстанавливали нить между массовым героическим театром и его далеким предшественником — площадным народным театром.

«Красный год» ставился не только в казармах и «митинговых залах». В 1919 году спектакль шел и на улице, на площади у Зимнего дворца и даже на фронтах гражданской войны; актеры-красноармейцы играли его, утверждая рождение нового жанра — массовых театрализованных агитпредставлений.

Первый красноармейский театр строил свою деятельность и в плане создания массовых театрализованных спектаклей под открытым небом. В мае 1919 года в связи с обострением военно-политического положения в Петрограде по приказу политуправления Петроградского военного округа Красноармейский театр поставил в Александровском саду, на площади перед Народным домом, массово-агитационное народное зрелище «Третий Интерна­ционал». А. Пиотровский и А. Гвоздев справедливо отмечают это действо как первый пример массового зрелища, заменяющего диалог пением, пантомимой и передвижением аллегорических фигур.

Основное действие развертывалось на огромном земном шаре. Появление в кульминации спектакля актера, играющего роль В. И. Ленина, было встречено бурной овацией двадцатитысячной армии зрителей и восторженными криками: «Ура! Да здравствует товарищ Ленин!» Массовое представление перешло в митинг. Таким образом, правомочно считать «Третий Интернационал» одной из первых попыток создания массового представления-митинга.

В феврале 1920 года Красноармейский театр поставил массовое действо «Меч мира» (сценарий А. Пиотровского), посвященное годовщине Красной Армии (постановщик С.Э.Радлов).

Интересно отметить, что и А. Пиотровский, возглавлявший театр, и С. Радлов вскоре продолжили свои опыты в жанре массового политического театра под открытым небом, явившись одними из основных создателей этого жанра.

Опыт работы массового агитационного театра не пропал даром. Курсанты мастерской на местах, в воинских частях, продолжали дело строительства агитационных военных представлений. Как пра­вило, за основу этих массовых зрелищ они брали «Красный, год» (даже два противоположных помоста повторялись в многочисленных вариантах) и инсценировки, посвященные III Интернационалу или разгрому Колчака и победам Красной Армии.