Лекция 18. Массовые представления, празднества и гуляния в Москве (20-е годы).

 

Говоря о стремлении деятелей русского театра отразить политические и общественные темы в жанре массового площадного действа и благодаря этому раздвинуть театральные границы и обратиться к широким народным массам, мы должны вспомнить об одной почти забытой ныне попытке, представляющей значительную художественную ценность.

Осенью 1914 года под впечатлением первых недель империалистической войны Вс. Мейерхольд с группой своих учеников и сотрудников, в числе которых был и В.Н.Соловьев (в будущем — один из постановщиков массового зрелища «К мировой коммуне»), опубликовал в журнале «Любовь к трем апельсинам» (№ 6 и 7 за 1914 год) сценарий героического народного представления под открытым небом «Огонь» (в восьми картинах с апофеозом).

«Время действия — война»,— говорилось в сценарии. Масштабы задуманного были грандиозны. В этом героико-аллегорическом зрелище были величественные массовые сцены: походный марш пехотных колонн, печальное шествие толп раненых солдат, вереницы санитарных повозок, проезды артиллерии и полет аэропланов, монументальный массовый апофеоз, посвященный славе русского оружия, и т. д. Но этому интересному замыслу не суждено было осуществиться. Частично он был использован В. Н. Соловьевым в 1920 году при постановке инсценировки «К мировой коммуне».

Как видим, рождение массовых политических празднеств в Красном Петрограде не обошлось без мейерхольдовского влияния, ибо через шесть лет после создания сценария «Огня» драматургические приемы и сценарно-режиссерские решения оказали воздействие на создателей политического массового представления «К мировой коммуне».

Необходимо упомянуть еще об одном своеобразном театральном явлении, свидетельствующем о стремлении выдающихся деятелей русского театра найти пути к демократическому зрителю.

Весной 1918 года в Петрограде, в здании бывшего цирка Чинизелли, возник «Театр трагедии», основанный Ю. М. Юрьевым и М. Ф. Андреевой. В этом театре-цирке были осуществлены постановки «Царя Эдипа» и «Макбета». Взятый за основу классический репертуар, с одной стороны, и возможность непосредственного общения с массовым рабочим зрителем — с другой, определили как направление этого уникального театра, так и стиль монументальных героических постановок Ю.М.Юрьева.

Создателей театра увлекла идея передать в классических образах дух борьбы, перекликающийся с героическими буднями первых послереволюционных лет. «Петроградская правда» писала 15 сентября 1918 года: «Грандиозные замки и дворцы чуть ли не в натуральную величину. Под ногами действующих лиц — настоящая земля. Сами действующие лица — люди сильных страстей, порывов, могучих замыслов, великих страданий...

«Театр трагедий» является великой школой, где буржуазно-интеллигентный человек в конце концов очистится, увидев свое ничтожество, а идущий на смену ему пролетарий укрепится в своих героических настроениях и порывах».

Проектировалась постройка специального здания для массового трагического театра. Тяжелые материальные условия военного времени не позволили осуществить задуманное. Но интереснейшее дело, начатое Ю. М. Юрьевым, послужило основой для создания Большого драматического театра, организованного вскоре с целью пропаганды классики.

Бурное время рождало множество новых форм. В обстановке классовой борьбы, которая велась и в искусстве, возникают новые формы: митинг-спектакль, хоровая декламация, митинг-концерт. Эти формы массовых народных праздников стали дополнительным компонентом к массовой агитационно-пропагандистской работе, проводимой целой армией партийных пропагандистов.

Митинг-концерт — одна из форм театрализованного концерта, популярная в первые послереволюционные годы. Митингам-концертам, сочетавшим политическую пропаганду с высокими образцами искусства, придавалось очень большое значение: в них неоднократно принимал участие В. И. Ленин, в числе ораторов были Свердлов, Коллонтай, Подвойский, Землячка. В концертной части принимали участие крупнейшие актеры — Нежданова, Яблоч-кина, Голованов, Бакалейников, Гельцер, Голейзовский, Кригер, Блюменталь-Тамарина, Цесевич, Борисов...

«Митинги-концерты, концерты-митинги,— писал С. Дрейден,— это необычная форма общественных собраний, это носившее порой самый неожиданный характер соединение политических речей с концертными номерами, исполнявшими подчас роль своеобразной приманки для слушателей и, по сути, мало связанными с тем, о чем говорилось в речах,— уже стали достоянием истории... Между тем в этих концертах-митингах как в фокусе сошлись многие характерные черты времени, столкновение нового со старым, нащупывание новых, еще невиданных, действенных путей органи­зации общественного мнения и массовой агитации. И недаром такое внимание уделялось Лениным и его соратниками их устройству»1.

Вот один из митингов-концертов. 10 декабря 1919 года в Большом театре был устроен торжественный концерт для делегатов VII Всероссийского съезда Советов. Выступали звезды русского искусства: Шаляпин, Ермолова, Южин, Яблочкина, Нежданова, Москвин, Бурджалов, Певцов. В концерте принимал участие оркестр Большого театра.

Репертуар был отобран тщательно и точно. Концерт открылся бетховенским «Эгмонтом» в исполнении оркестра Большого театра. Затем Ермолова читала «Прометея» Щербины:

Создашь новое солнце — Свободы — И два солнца засветят с небес...

Затем — стихотворение Никитина «Медленно движется время». И в заключение — знаменитое:

Товарищ, верь — взойдет она, Звезда пленительного счастья...

Эстраду представлял Борисов. Он пел песню на текст Демьяна Бедного и частушки на политические темы.

Заканчивал концерт Шаляпин. Его «Дубинушку» подхватил весь зал, и она мощно звучала под сводами величественного красно-золотого Большого театра... Этот патетический финал был достоин всего концерта — своеобразного творческого отчета выдающихся мастеров искусств перед представителями молодой Советской Рос­сии. 3 мая 1918 года в газете «Петроградская правда» А.В.Луначарский писал: «Нас упрекают в том, что мы хотим разрушить старое искусство и из ничего создать новое... Мы признаем громаднейшие ценности, созданные старой культурой, и мы делаем их доступными не маленькой кучке паразитов, а всему трудящемуся населению... Артисты, художники, служившие раньше богачам, идут теперь к народу».

Концерты-митинги, приобретшие такую популярность в первые послереволюционные годы, были превосходным подтверждением этой мысли наркома просвещения. В память об одном из митингов-концертов в Москве на улице Дзержинского установлена мемориальная доска, на которой написано: «Здесь в помещении клуба 7 ноября 1918 года на митинге-концерте сотрудников ВЧК выступил Владимир Ильич Ленин...»

Одной из действенных форм массового театрализованного представления в 1918—1919 годах стали «живые картины».

Вот что писал Н. Варзин, один из руководителей агиттеатра в Тамбове: «Шел тревожный 1919 год. Всего несколько месяцев назад по деревням Тамбовской губернии прокатилась волна кулацко-эсеровских мятежей, к южным границам подошли белогвардейские войска генерала Краснова. Обстановка в Тамбове становилась все более напряженной... Агитпром губкома РКП (б) предлагает мне поставить в течение недели ряд живых картин... Ни композиторы, ни поэты не могли в столь короткий срок предоставить нам нужный материал. Пришлось прибегнуть к собственной музыкально-литературной композиции. Начиналась она песней «Мы кузнецы...». Хор располагался по обеим сторонам сцены. С первыми нотами раскрывался занавес и представали фигуры работающих у наковален молотобойцев и кузнецов. Багровое пламя сверкало под горном... Внезапно в мажорную тональность врывались тревожные ноты. Труба играла сбор, глухо гремел набатный колокол. Над хором поднимались плакаты, подсвеченные прожекторами. Они призывали к защите свободы. Свет постепенно ослабевал, занавес медленно закрывался. На авансцену выходил актер и обращался к зрителям:

Ты слышишь звон тревожный и мятежный,

товарищ, брат?

На смертный бой кровавый, неизбежный

зовет набат...

Шел занавес. Теперь на сцене был отряд вооруженных людей. Хором повторялась заключительная строфа стихотворения о грозном бое, последнем и победном. Декламация заканчивалась пантомимой «На защиту Свободы». Хор запевал «Смело, товарищи, в ногу». Отряд строевым шагом пересекал сцену и уходил через зал, сопровождаемый овацией зрителей. Отряд комплектовался не из студийцев, а из тех, кто действительно шел на фронт добровольцем или по мобилизации»'.

1919 год стал поворотной вехой в становлении жанра. В этом году, к.ак уже упоминалось, В. И. Ленин подписал декрет «Об объединении театрального дела», где было записано специальное положение о развитии народных зрелищ и о необходимости руководства ими со стороны Наркомпроса. Этот исторический декрет поднял дело создания массовых народных действ до уровня политико-воспитательной работы государственного значения.

В том же 1919 году А. М. Горький выступил с предложением создать массовые спектакли под общей рубрикой «Инсценировки истории культуры». Их основной задачей было раскрывать «подлинное значение людей труда». В развитие этой идеи А. В. Луначарский высказал мысль ввести «инсценировки истории культуры» в уличные праздничные шествия.