Инвестиционная деятельность в форме концессионных соглашений
Создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности
Проведение конкурсов и аукционов на право реализации инвестиционных проектов
Саморегулирование в сфере инвестиционной деятельности
Техническое регулирование посредством разработки технических регламентов и стандартов
Лицензирование отдельных видов деятельности
Постановление Правительства Москвы от 20 мая 2008 года № 417-ПП «О дальнейшем развитии системы подготовки и проведении торгов при реализации инвестиционных проектов в сфере капитального строительства на территории Москвы» (посл. изм. от 30 июня 2009 года)
Единый реестр контрактов и торгов г. Москвы на базе автоматизированной системе.
В Москве организована постоянная выставка-ярмарка по объектам инвестиционной деятельности (Пречистенка, д.1)
ФЗ от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (посл. изм. 30 июня 2008 года)
По концессионному соглашению, одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и/или реконструировать определенное этим соглашением недвижимое имущество (объект концессионного соглашения), права собственности на который принадлежит или будет принадлежать другой стороне – концеденту. Концессионер обязуется осуществлять деятельность с использованием эксплуатация объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления данной деятельности.
Концессионное соглашение – смешанный договор.
Правительством РФ утверждаются типовые концессионные соглашения, на основе которых заключаются реальные концессионные соглашения (зафиксировано 13 – ниже последнее из них).
Постановление от 14 февраля 2009 года № 138 «Об утверждении типового концессионного соглашения в отношении объектов здравоохранения, в том числе объектов, предназначенных для санаторно-курортного лечения»
Сторонами концессионного соглашения являются:
Концедент:
1. РФ (от имени которого выступает орган исполнительной власти федерации)
2. Субъект РФ (от имени которого выступает орган исполнительной власти субъекта федерации)
3. Муниципальное образование (от имени которого выступает орган местного самоуправления)
Концессионер:
1. Индивидуальный предприниматель;
2. Российское или иностранные юридическое лицо
3. Действующие без образования юридического лица по договору простого товарищества 2 и более юрлиц.
Перечень объектов концессионных соглашений определен ст. 4 закона (13 пунктов).
В настоящее время Правительством РФ принято решение о заключении ряда концессионных соглашений, одно из которых уже заключено – 11 ноября 2009 года (автомобильная дорога)
ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ» (ст. 38 – строительство автомобильных дорог по концессионному соглашению).
Постановление Правительства Москвы от 4 августа 2009 года № 720-ПП «О порядке подготовки концессионных соглашений, реализуемых на территории города Москвы»
Концессионное соглашение заключается с победителем конкурса и порядок проведения этого конкурса подробно освещен в законе «О концессионном соглашении». Любопытно: в законе есть положение, что концессионное соглашение может быть заключено и без проведения конкурса, если конкурс был признан несостоявшимся.
Концессионным соглашением предусматривается плата, вносимая концессионерам концеденту в период использования эксплуатации объекта концессионного соглашения.
Концессионная плата может вноситься:
- В твердой сумме платежей периодически или единовременно
- Долей продукции или доходов, получаемых концессионером по концессионному соглашению
- Передачей концеденту в собственность имущества концессионеру.
Возможно различное сочетание платы.
В случае реализации концессионером товаров, работ, услуг по регулируемым ценам, а также в случае принятия концедентом на себя части расходов на создание или реконструкцию объекта, концессионная плата может не предусматриваться.
Срок концессионного соглашения устанавливается с учетом срока создания или реконструкции объекта и срока окупаемости инвестиций.
Тема: «Осуществление инвестиционной деятельности в особых экономических зонах»
ФЗ от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах» (посл. изм. от 25 декабря 2009 года)
Особая экономическая зона (ОЭЗ) – определяемая Правительством РФ территория РФ, на которой действует особый режим предпринимательской деятельности.
4 вида ОЭЗ:
1. Промышленно-производственная;
2. Технико-внедренческая;
3. Туристко-рекреационная;
4. Портовая
В мире около 3.000 ОЭЗ.
Промышленно-производственная зона создается только на территорию площадью в 20 км2, а для технико-внедренческой – 4 км2.
Решение о создании ОЭЗ принимается Правительством РФ и оформляется Постановлением Правительства РФ.
Высший орган власти субъекта РФ подает в правительство РФ заявку на создание ОЭЗ с обоснованием целесообразности и эффективности.
Правила оформления и подачи заявки определены Постановлением Правительства от 13 сентября 2005 № 564.
Отбор заявок осуществляется на конкурсной основе.
Положение о проведении конкурса по отбору заявок утверждено Постановлением Правительства РФ от 13 сентября 2005 года № 563.
Правительство РФ, высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, на территории которого создается ОЭЗ, заключают соглашение, в котором устанавливаются перечень мероприятий, финансов, объемы, сроки и др.
ОЭЗ создается на 20 лет (общий срок), а портовая – на 49 лет.
Законом определено, что срок существования ОЭЗ продлению не подлежит. Досрочное прекращение деятельности ОЭЗ допускается (к примеру, если более 3 лет подряд ни одним резидентом не ведется указанная деятельность)