Лекция 12. «Драма родилась на площади», или Европейские праздники XIX – начала XX вв.

В западноевропейском театре традиции постановки театральных спектаклей под открытым небом насчитывают тысячелетнюю историю, и отсчет ее надо вести еще от времен театра Диониса.

В театре Диониса было продумано и учтено все, даже сама форма театрального здания, приближающаяся скорее к конструкции современного стадиона или цирка и менее всего напоминавшая замкнутую театральную коробку. Народ там чувствовал себя так же вольно, как сегодняшний зритель на стадионе или же в цирке.

«Драма родилась на площади...» Театром под открытым небом были и древнегреческий театр Диониса, и комедия дель арте, и средневековый мистериальный театр, и испанский театр времен Лопе де Вега. Профессиональный английский театр родился под открытым небом — достаточно вспомнить шекспировский «Глобус».

Как известно, первые лондонские театры возникли за городской чертой, так как муниципалитет, настроенный пуритански, изгнал за городскую черту все зрелищные предприятия, на которые валом валил народ. Поэтому театры строились вне города, рядом с аренами для петушиных боев и амфитеатрами для медвежьей травли, любимыми увеселениями лондонцев.

Театральные здания во времена Шекспира крыш не имели, спектакли в любую погоду игрались под открытым небом. От улицы театр отгораживался лишь внешней стеной. В эту стену были вмонтированы ряды галерей и лож, предназначенных для богатой публики. Простой люд сидел и стоял прямо на земле, окружая глубоко выдвинутую вперед сцену с трех сторон, почти как в цирке. Так что актеры играли в самой середине зала, постоянно находясь среди зрителей, вступая в непосредственный контакт с простым городским людом, заполнявшим театр «Глобус».

Театр в эпоху Шекспира был народным искусством, являя собой общедоступное демократичное зрелище, понятное трудовому люду. Сама форма театральных зданий, построенных с верным учетом зрительского восприятия того времени (она напоминала современные цирковые архитектурные композиции), подтверждала это.

Как уже говорилось, и местом рождения итальянской комедии дель арте была площадь, где бушевали народные карнавалы. Очевидно, в то время и родилось необычайно интересное театральное явление, сохранившееся до XX века в Северной Италии. По свидетельству Р. Роллана, в Италии, в Тосканской долине, начиная с XIV—XV веков, тосканские крестьяне играли массовые спектакли под открытым небом. В них принимали участие жители Пизы, Лукки, Пистойи и Сиенны. (Эти традиции тосканских крестьян дожили до наших дней.)

В Англии, в провинциальном Йорке, когда-то славившемся мистериальными представлениями, и по сей день на живописных развалинах древнего аббатства по исторически сложившейся традиции, как и в средние века, играются мистериальные спектакли. В них и история города Йорка, и легенды о его возникновении, и рассказ о грозных событиях, о прошумевших над городом кровавых битвах, нашествиях иноплеменников. И как когда-то в старину, весь город собирается посмотреть на эти массовые постановки под открытым небом. Кинохроника запечатлела торжественное шествие участников спектакля и зрителей — от самых старых горожан до пестрых групп мальчишек и девчонок, восторженно встречающих средневе­ковых глашатаев и шутов...

Из европейских стран, где в XX веке сохранилась традиция спектаклей под открытым небом, следует назвать Швейцарию, Францию, Италию, Англию, Австрию, Германии, Финляндию.

Традиция эта берет начало в старинных народных обычаях. В Швейцарии издавна проходили народные празднества и спектакли под открытым небом. Ромен Роллан писал: «В Швейцарии... устраиваются драматические представления на открытом воздухе, с участием тысяч граждан, одушевленных любовью к своей маленькой родине. Эти величественные представления дают, пожалуй, лучше, чем что-либо, понятие об античных зрелищах. Традиция этих праздников поддерживается в Швейцарии уже в течение многих веков...

В годовщины великих национальных событий, в годовщины независимости кантонов города соперничают между собой, устраивая торжественно и пышно представления; благодаря этому соперничеству создались народные празднества, единственные в своем роде».

Писатель утверждал, что вряд ли что-нибудь может сравниться с гармонией естественного горизонта, лугов, далеких холмов, в рамке из двух стен или башен, ограничивающих пространство, отведенное для действия. Он особенно отметил массовый народный спектакль в Невшателе в память 50-летия Невшательской республики, осуществленный в июле 1898 года (автор — Ф. Годе, композитор — Ж. Лобер). В постановке этого патриотического представления участвовало 600 актеров и 500 хористов.

Массовые патриотические народные спектакли под открытым небом, в которых участвовали многотысячные группы исполнителей, ставились в городах Базель, Шафгаузен, Вале, Аарау. В июле 1903 года в Лозанне состоялся массовый народный спектакль (слова и музыка Жака Далькроза, постановщик — Фирмен Жемье). Спектакль ставился с большим размахом: в нем были заняты две с половиной тысячи исполнителей, принимали участие пехота, кавалерия и т. д. Сценической площадкой было пространство в 600 квадратных метров. Многие тысячи зрителей стали участниками этого народного патриотического спектакля.

В XX веке к опыту массовых народных патриотических действ обратились выдающиеся прогрессивные деятели западноевропейско­го театра. Большим событием явился патриотический спектакль, поставленный Фирменом Жемье в Париже 11 ноября 1920 года. По определению самого Жемье, в этот знаменательный день – день погребения праха Неизвестного солдата под сводами Триумфальной арки, состоялось рождение Национального народного театра. В спектакле-зрелище в символической форме были изображены важнейшие вехи в истории Франции. Часть эпизодов представляли народные песни, исполняемые огромным хором.

Особое значение приобрело массовое искусство в Германии в 20-е годы, когда компартия, лишившись своих вождей Розы Люксембург и Карла Либкнехта, с трудом противостояла предательской политике правых социал-демократов. В 1925 году, в истории коммунистической партии Германии, возглавляемой Эрнстом Тельманом, начался новый боевой период — период борьбы рабочего класса Германии с империализмом и нарождающимся фашиз­мом.

Сознавая необходимость создания боевого политического искусства, компартия Германии развернула широкую деятельность по консолидации вокруг нее крупных творческих сил. Один из первых, откликнувшихся на призыв компартии, выдающийся немецкий режиссер Эрвин Пискатор впоследствии писал: «Мы видели единственный выход в организованной борьбе пролетариата и в захвате власти... Россия — наш идеал. И это чувство становилось все крепче, красная надпись на наших знаменах — действие — горела все ярче, несмотря на то, что в тот момент вместо ожидаемой победы мы переживали один разгром... за другим»'.

В эти годы, годы тяжелых политических сражений рабочего класса с империализмом, особое значение приобрела пролетарская самодеятельность. В результате творческого союза профессионального театра с самодеятельными коллективами рабочих родился немецкий революционный рабочий театр. В 1927 году в Германии с огромным успехом выступал советский коллектив «Синяя блуза», оказавший решающее влияние на развитие «агитпропа», т. е. своеобразных театрально-эстрадных групп, возникших в недрах революционного рабочего театра Германии. По свидетельству А.Грозева, «многочисленные и многообразные агитпропколлективы в подавляющем большинстве работали либо под непосредственным руководством КПГ, либо в тесном контакте с ней. Агитпропколлективы стремились к максимальной активизации зрителя, превращая его в подлинного соучастника представления... Актеры были не только художниками, мастерами своего дела, но и бойцами в подлинном смысле этого слова. Многим из них впоследствии пришлось расплачиваться за свои выступления жизнью и концлагерями».

Агитационные коллективы (или агитпропы, как их стали называть, очевидно, заимствовав это определение у нас) — одна из действенных форм той политической работы, которую вела КПГ. Разнообразна была их деятельность: они ставили политобозрения, давали массовые представления под открытым небом. В этих спектаклях сочетались политический плакат, пламенные монологи с хорами, эстрадные номера с массовым действом.

Спектакли агитпропа строились на разнородных и разножанровых элементах, лишенных психологических оправданий и бытовых подробностей. Их основой был политический лозунг, предельно четко выражавший патриотическую и гражданскую позицию. В программном заявлении агитпропа говорилось, что все средства должны направляться на то, чтобы подготовить зрителя к осуществлению исторических требований рабочего класса.

Среди руководителей агитпропа мы встречаем Златана Дудова, а в числе деятелей театра, помогавших этому движению,— Бертольда Брехта. В тесном контакте с КПГ работал и режиссер-коммунист Эрвин Пискатор.

Весной 1925 года по инициативе немецкого Рабочего культурного союза Пискатор в содружестве со сценаристом Гасбарра и композитором Майзелем готовил постановку историко-политического массового обозрения. Этот спектакль, ставившийся под открытым небом в Гонзенских горах, должен был отразить революционные моменты в истории человечества от восстания Спартака до Великой Октябрьской социалистической революции и одновременно «дать в наглядных картинах общий очерк исторического материализма».

«Мы задумали,— писал Пискатор,— осуществить эту постановку в грандиозном масштабе. Предполагалось 2000 исполнителей, огромные прожекторы должны были освещать похожую на арену котловину, а для характеристики определенных комплексов были сделаны большие, символически увеличенные аксессуары (например, для характеристики английского империализма намечался броненосец в 20 метров длины)».

Неоднократно в Германии предпринимались попытки постановки под открытым небом и из произведений классиков.

В 1932 году во Франкфурте, на родине Гете, в ознаменование 100-летней годовщины со дня смерти великого немецкого поэта была осуществлена постановка его пьесы «Гец фон Берлихинген» (режиссер А. Кронахер). Спектакль был поставлен на старой площади города. «Гец» шел вечером, при свете прожекторов. Естественная «декорация» – старинные башенные здания, узкие, словно щели, переулки, выходящие на площадь, придавали всему спектаклю подлинность и достоверность. Зрители расположились как в центре площади, так и в окнах и на балконах домов.

В постановке участвовало 70 рейтаров, отряд ландскнехтов, масса, воплощавшая восставших крестьян, вассалов императора Максимилиана, тайных судей.

Как отмечал А. В. Луначарский, присутствовавший на этом спектакле, «удачно также собрание чинов на площади, при трубачах на балконе и императорской речи оттуда же. Галдеж, смятение, недовольство разношерстного собрания, бессильный гнев и растерянность престарелого императора — все это было передано исторически правдиво. К удачным массовым сценам можно отнести и выход всклокоченной, вооруженной чем попало, разъяренной толпы бунтующих крестьян».

Историческому театру на исторических площадях, как говорил Луначарский, обеспечен большой успех. В частности, он справедливо отмечал, что для инсценировок исторических романов не найти лучшего «сценического пространства», чем старинная площадь под открытым небом с великолепными памятниками архитектуры былых веков.

В западноевропейском театре после второй мировой войны стали традиционными театральные фестивали на открытом воздухе. Заслуга в этом принадлежит Национальному народному театру Франции.

Когда огромное здание дворца Шайо, где играл театр, было занято для заседаний ООН, труппа предприняла большую гастрольную поездку по городам Франции, Бельгии, Эльзаса, Люксембурга, Германии, выступая перед многотысячными зрителями на городских площадях и на цирковых аренах. Впоследствии театр и его руководитель Жан Вилар явились инициаторами создания Авиньонского фестиваля.

Уже много лет в Авиньоне — древнем городе, где покоится сердце Лауры, легендарной петрарковской Прекрасной Дамы, где и сам великий Петрарка нашел последний свой приют,— под открытым небом во дворце Папского замка играют лучшие театры мира.

Национальный народный театр Франции, которым руководил выдающийся режиссер и актер Жан Вилар и в котором играл Жерар Филип, ставил под открытым небом «Сида», «Макбета», «Лорензаччо», «Принца Гамбургского» и др. Авиньонский фестиваль не был исключением. В Арле в середине 50-х годов в средневековом амфитеатре, на фоне старинных крепостных башен Жан Ренуар, известный французский кинорежиссер, поставил в традициях массового народного представления «Юлия Цезаря» Шекспира.

В Югославии, в прекрасном старинном городе, Дубровники, древние стены которого, сложенные из светлого камня, омывают синие воды Адриатики, стал традиционным ежегодный междуна­родный фестиваль музыки, театра и фольклора.

Впервые организованный в 1949 году Дубровнический фестиваль, основной сценической площадкой которого стала старинная крепость, приобрел всемирный авторитет, собирая лучшие театральные труппы и артистические музыкальные силы из многих стран.

Аналогичный пример можно привести из практики традиционного венгерского театрального фестиваля под открытым небом. «В Сегеде, на берегу Тиссы, на площади перед старинным готическим собором с высокими башнями, вот уже несколько лет подряд в разгаре лета устраиваются грандиозные театральные игры. Под открытым небом каждый вечер собираются около десяти тысяч зрителей, приезжающих в Сегед не только из разных уголков Венгрии, но и из-за рубежа.

Слава о Сегедских театральных играх растет с каждым годом, с каждым новым театральным успехом. А театральный успех здесь особый. Он связан со своеобразным решением спектаклей, с особым стилем игры, которых требуют грандиозные масштабы сцены (ею является паперть собора) и «зрительного зала», естественные, словно специально созданные для массовых постановочных зрелищ декорации.

Опыт проведения Сегедских игр показал, чем полней и шире использует режиссура возможности открытой сценической площадки и естественную перспективу архитектурного ансамбля, тем ярче, интереснее, эстетически значительнее представление под открытым небом».

В 1963 году в Сегедском массовом театре под открытым небом были показаны «Сон в летнюю ночь» Шекспира, «Трубадур» Верди, «Дьердь Бранкович» Эркеля, «Цыганский барон» Штрауса. В 1966 году на Сегедских театральных играх увидели свет рампы «Принцесса Турандот» Пуччини, «Банк-Бан» Эркеля, «Вестсайдская история» Бернстайна.

Но не одним Сегедским фестивалям под открытым небом отдало дань этой разновидности жанра венгерское театральное искусство. В Будапеште, на острове Маргарет, что на середине Дуная, постоянно действует музыкальный театр под открытым небом. В этом театре, очень удачно вписавшемся в парковую зону острова, осуществляются оперные спектакли с участием венгерских певцов и гастролеров из разных стран.

В Эстергоме, недалеко от венгерской столицы, на Большой площади, сохранившей исторический облик, дает свои представления еще один площадной театр, ровесник Сегедского фестиваля. Труппа этого театра ставит своей целью возродить традиции средневековых венгерских ярмарочных комедиантов. Спектакли идут в естественном оформлении, состоящем из маленьких домов в стиле барокко, стоящих вокруг площади.

Стремление многих деятелей современного театра выйти на площадь, под открытое небо, зачастую обусловлено теми общественными задачами, которые они ставят перед театром. Как и в начале нынешнего века, энтузиасты видят в этом акте перспективу развития театра, близкого народу и понятного ему.

В связи с этим хотелось бы упомянуть о своеобразном явлении, возникшем в Англии,— общественных театральных труппах. Ежегодно английские общественные театры собирают под открытым небом, на улицах и площадях, миллионную рабочую аудиторию. Это новая форма народного театра, актерами которого являются в основном выходцы из рабочей среды. Спектакли-обозрения, ставящиеся общественными театрами, поднимают самые актуальные темы сегодняшней жизни трудового люда Англии. Это, как отмечала пресса, своего рода «театрализованный анализ политической и социальной обстановки в стране».

Газета «Морнинг стар» (Лондон) писала об этом интересном явлении: «Ежедневно по дорогам Британских островов снуют по всем направлениям десятки видавших виды автофургонов или переоборудованных под них санитарных автомобилей, набитых актерами, костюмами, реквизитом, осветительной аппаратурой. Это общественные театральные труппы. Пустующие церкви, крытые рынки становятся подмостками, с которых на зрителей, может, никогда не бывавших в театре, обрушивается набирающий силу поток новых злободневных пьес, песен, шуток - театрализованный анализ политической и социальной обстановки в стране. Общественный театр, как предполагает его название, стремится вернуть театр народу, всему обществу, вывести искусство из стен, в которые оно было заключено буржуа для собственного удовольствия. И это искусство должно быть непременно наполнено политическим и социальным содержанием... Только в одном Лондоне таких коллективов больше десяти. Труппа «Хамфун», например, сейчас выступает с пьесой о жизни обитателей Ист-Энда (рабочий район Лондона); труппа «Уиминс тиэтр» посвятила свой спектакль борьбе за права женщин; «Уэст Лондон тиэтр уоркшоп» рассказывает в своей постановке о заботах пенсионеров; «Коммой сток» – о проблеме подростков; а труппа «Рикриэйшн граунд» создала яркий антифашистский спектакль. Примеры можно приводить до бесконечности. Сейчас ТАКТ состоит из 25 театральных трупп, еще 12 подали заявление о вступлении. Сама ассоциация является активным звеном более крупной театральной организации — Независимого Театрального Совета, который объединяет 200 коллективов из общественного и провинциального театров. Обе организации все чаще выступают единым фронтом, требуя от правительства подлинной, а не на словах поддержки театра — искусства, несущего культуру народу».

Несколько слов об африканском театре под открытым небом. В середине XX века во время бурного пробуждения самосознания арабского мира новый стимул к развитию получила культура арабских народов. В арабских странах были созданы национальные театры, организованы национальные ансамбли танца, возродилась живопись и скульптура. В ряде стран родилась национальная кинематография. Одним из начинаний в культурной жизни Арабской республики Египет в 60-е годы явилось создание постоянно действующих спектаклей под открытым небом – «Звук и свет». Представления эти происходят у пирамид -величественных памятников древней египетской национальной культуры, символизируя преемственность и вечность народного творчества.

С получением африканскими странами независимости стало стремительно развиваться негритянское искусство. Уже в 1966 году в Дакаре (Сенегал) состоялся I Всемирный фестиваль негритянского искусства – многодневное массовое народное празднество. Почти месяц длился этот фестиваль, в котором приняли участие 44 страны, в том числе около тридцати африканских. Празднества происходили в здании национального театра, на стадионе Свободы, на площадях и улицах городов. В храмах пели исполнители духовных гимнов, в том числе Марион Вильяме (США).

Но главным событием фестиваля стал массовый спектакль, поставленный под открытым небом на острове Горе, расположенном в двух километрах от Дакара. С этим островом связаны трагические страницы в истории негритянского народа. В XVIII веке он был центром работорговли всей Африки. Здесь сохранился «дом рабов» – каменная пересыльная тюрьма. За 250 лет работорговцы вывезли с Африканского континента более 20 миллионов негров. Многие из них прошли через мрачные казематы острова Горе.

Именно здесь, на острове, в узких улочках и в самом «доме рабов», т. е. на местах, являющихся немыми свидетелями трагедии негритянского народа, было осуществлено массовое представление, в основу которого авторы положили историю острова Горе, как бы вобравшего в себя историю всех негритянских народов. (Автор сценария — известный писатель и общественный деятель Гаити Жан Бриер, постановщик – французский кинорежиссер-документалист Жан Мазель).

Жан Мазель так определил смысл спектакля и его форму: «Главное для нас — гуманистическое звучание спектакля. Классические требования «Звука и света» для нас лишь сопровождение, аккомпанемент; мы стремились создать спектакль, напоминающий по форме народную оперу на историческую тему». В 8 картинах спектакля, где использованы многие жанры – пение, танцы, народные обряды, драматические эпизоды, шествия и т. д., показана история Горе от начала колонизации и до торжественного дня провозглашения независимости Сенегала.

Спектакль заканчивался торжественным праздничным финалом в честь провозглашения независимости. Так патриотическое массовое театрализованное представление стало выдающимся фактором политической и общественной жизни народа.

Среди народных празднеств латиноамериканских стран особенной красочностью отличаются карнавалы Кубы. В этих праздничных массовых действах свое воплощение нашла радость победившего народа. Фиеста, кубинский карнавал, который обычно проводится в Гаване, представляет собой карнавальное шествие. По набережной Малекон нескончаемой вереницей движется процессия карросас – огромных колесниц в несколько этажей. Это передвижные многоэтажные платформы (напоминающие педженты средневекового мистериального театра) превращены в эстрадные площадки, где выступают танцевальные ансамбли. За платформами проплывают различные карнавальные маски, возвышаются над толпой громадные многометровые куклы – муньеконес, шествуют пешие ансамбли – компарсас, исполняя народные танцы. Вся эта ярко одетая, бесконечная вереница участников карнавала танцует, поет, играет на различных инструментах, создавая праздничное, радостное настроение.

Многообразны формы, различны разновидности жанра массовых празднеств, своеобразно и самобытно проявляющиеся у народов земного шара. Их объединяет стремление выразить в мас­совом народном празднестве свое отношение к событиям общественного и политического характера и построить праздничное действо на национальной фольклорной основе. К сожалению, народные праздники Африки, Азии и латиноамериканских стран изучены недостаточно. Они еще ждут своих исследователей, ждут подробного и внимательного изучения и обобщения.