С применением солевого раствора

Свободная роспись

Свободная роспись

Свободная роспись производится без применения резер­вирующих составов. Рисунок наносят на ткань различными красками свободными мазками, только окончательная отдел­ка рисунка иногда производится при помощи холодного ре­зерва. Здесь больше, чем в ранее упомянутых способах, ин­дивидуального творчества. Свободная роспись имеет очень много самых разнообразных приемов, о которых будет рас­сказано ниже.

Техника свободной росписи так популярна среди худож­ников-прикладников, потому что она позволяет проявить живописные качества и в то же время сохраняет декоратив­ность. Свободная роспись по тканям из натурального шелка и синтетических волокон производится в основном анилиновыми красителями (иногда с различными загустками), а также масляными красками со специальными раство­рителями. Особенно интересные результаты можно получить при сочетании живописной прописки заднего плана, задаю­щей основное настроение картины, и сложного графическо­го решения переднего плана.

 

Грунтовка ткани

Для работы в технике свободной росписи ткань покрывают грунтом. Это необходимо в том случае, когда не нужна боль­шая растекаемость красок. Роспись по грунту приближается к живописи на бумаге, позволяя выполнять тонкие линии и мелкие детали. Закрепляются краски так же хорошо, как и в других техниках.

Загрунтовать ткань можно и слабым раствором желатина. Несколько граммов желатина, примерно четверть или треть чайной ложки, разводят в 1 литре воды, нагревают до пол­ного растворения, но не кипятят. Горячим составом покры­вают натянутую на раму ткань. Делают это кистью или рас­пылителем. Только желатин обязательно должен быть горя­чим, иначе он будет застывать в распылителе.

Если вы планируете сделать несколько работ, можете сде­лать заготовку грунтованной ткани. Погрузите в горячий ра­створ желатина большой кусок ткани, не отжимая, ткань вы­весите на веревку. После высыхания ткань проглаживают, вырезают на нужный формат и натягивают на подрамник.

Сущность этого способа состоит в следующем: натянутую на раму ткань пропитывают водным раствором поваренной соли, дают ткани высохнуть и приступают к росписи. Соль, благодаря своей гигроскопичности, не дает краскам расте­каться и дает возможность делать свободные мазки различной формы и насыщенности. Также можно составлять палитру основных цветов на основе солевого раствора. В зависимос­ти от плотности ткани и от концентрации раствора эффекты будут различными. Чем тоньше ткань, тем концентрирован­ней должен быть раствор.

Для капрона - 20-30 %;

Для крепдешина — 20 %;

Для креп-жоржета — 10—15 %.

Работать можно как круглыми, так и плоскими кистями различных размеров, и самодельными ватными тампонами. Для каждого цвета делают отдельный тампон, сделанный спе­циально по размеру конкретного рисунка. Чтобы тампоны слу­жили дольше, их можно обтянуть марлей или капроном.