Лекция 5. Празднества Древней Греции.

Во все времена, при всех общественных формациях массовые праздники были светлыми днями в жизни всех народов. В них выражались лучшие чаяния и устремления людей, раскрывались их богатые дарования, проявлялось извечное тяготение человека к общим, действиям.

Массовые праздники всегда занимали видное место в системе воспитания и организации досуга. Массовый праздник, как любой другой вид искусства (а может быть и в большей степени), необходимо рассматривать в конкретном историческом и культурном контексте каждой эпохи. Только такой подход может быть признан целесообразным, т. к. именно он позволяет исследовать явление искусства во всей его смысловой и эстетической полноте.

История массовых праздников восходит к античным временам, и поэтому, прежде всего, обратимся к богатейшим культурным традициям Древней Греции.

Культура Древней Греции — это гуманистическая основа античной культуры. Она была рождена в том районе земного шара, где впервые сложились понятия таких духовных ценностей, как человечность, гармоничность личности, гражданская свобода. Об этой эстетической и гражданственной ценности античного наследия в свое время писал В. Г. Белинский: «На почве Греции выросло новейшее человечество... Обаятелен мир древности. В его жизни зерно всего великого, благородного, доблестного, потому что основа его жизни – гордость личности, неприкосновенность личного достоинства».

Праздники Древней Греции возникли на основе мифических сказаний. Греки боялись грозных сил окружавшей их природы и не понимали их. Греки верили, что природой управляют многочисленные боги. Богов греки представляли себе в виде людей, но бессмертных и могущественных.

Греки верили, что всю природу населяют боги и богини. Лесных богов греки называли сатирами и представляли их себе в виде людей, обросших шерстью и с козлиными ногами. Богинь источников изображали в виде девушек и называли нимфами — невестами. Считалось, что у каждой отрасли хозяйства — земледелия, скотоводства, охоты, ткацкого и других ремесел — есть свой бог-покровитель,

Из простых религиозных обрядов и ритуалов возникали традиции праздников, которые впоследствии становились общенародными. Истории и литература оставили нам описания прекрасных, немеркнувших в своей красоте праздников античной Греции. В эпоху Древней Греции мы видим тщательно подготовленные и организованные народные празднества, которые уже несли в себе элементы сценарной разработки и режиссуры.

Большое распространение имели в Греции древние празднества плодородия. Изображая победу светлых сил жизни над темными — над силами смерти, земледельцы рассчитывали на содействие богов в получении богатого урожая, на удачу в разведении скота. На этих праздниках люди приветствовали животворящие силы в форме разгула, обжорства и всяческой разнузданности. Смех, перебранка представлялись средствами, магически обеспечивающими победу жизни. Обычные в течение года правила приличия снимались на время этих праздников. Звучали насмешливые песни, которые служили средствами обличения, общественного порицания, насмешливой критики. В эпоху классового расслоения обрядовая вольность такой насмешливой, позорящей песни становится одним из орудий борьбы народа с власть имущими.

В Древней Греции не существовало мощных жреческих организаций, сковывающих свободное мифотворчество народа, поэтому антропоморфизм мифологических представлений сохранился у них и при зарождении и дальнейшем развитии классового общества. Этим объясняется то, что почти в каждом городе-государстве Греции были свое божество и свои обряды.

Наиболее распространенный, общий для многих племен и государств Греции был культ Диониса, наиболее почитаемого бога. Дионис – бог виноделия. Ему посвящались праздники весной, перед началом работ на виноградниках, и в декабре, когда поспевало молодое вино. В дни этих праздников из деревни в деревню и по городам ходили толпы земледельцев, распевая песни и танцуя. Изображая сатиров, они надевали на себя козлиные шкуры. Нараспев, они рассказывали миф о Дионисе: будто бы Дионис умер, а с ним умерла и природа, но весной он воскрес, а с ним воскресла и природа. В этом мифе древние греки пытались объяснить себе, почему осенью растения увядают, а весной вновь пробуждаются. До нас дошло четыре праздника Диониса.

МАЛЫЕ ДИОНИСИИ (КОМОС)

В декабре-январе месяце, когда происходил поворот к весне, наступал радостный праздник – МАЛЫЕ ИЛИ СЕЛЬСКИЕ ДИОНИСИИ, которые были приурочены к первой пробе молодого вина в честь бога вина и веселья, и сопровождался веселыми процессиями и шутками, ряжеными. Шумные ватаги мужчин и женщин устремлялись к алтарю Дионисия, поливая вино и распевая в честь божества хвалебные песни. Поскольку Дионис имел прозвище Дифирамб, что означает «дважды рожденный», этим словом стали называть восторженные песнопения в честь божества.

На пиршествах было немало ряженых, одетых в козлиные шкуры и маски. Они изображали сатиров, воспроизводили в танцах и песнях различные эпизоды из жизни божества.

Процессия была красочно оформлена. Ее участники несли увитую зеленью амфору вина, корзину с фруктами, виноградные лозы и гирлянды из плодов, и вели жертвенного козла, убранного лентами. Торжественно совершалось жертвоприношение, и затем на алтарь Диониса возлагались плоды и сосуд с вином.

Так первоначально ранней весной праздновался поселянами культ Диониса. Различными обрядами они стремились ускорить появление бога и заставить его приумножить урожай.

Одним из разновидностей Дионисий был праздник, который называли «Качели», приуроченный к времени, когда гроздья винограда начинают окрашиваться. Существовал миф о том, как Дионис посетил царя Икара. За гостеприимство Дионис подарил ему мех вина и посоветовал получше спрятать, но пастухи нашли мех, выпили и, опьяненные, убили Икара. С тех пор, гласит легенда, греки боятся пить неразбавленное вино. В память гибели Икара и его дочерей, не вынесших смерти отца, и справлялся этот праздник «Качели». Девушки вешали на ветки деревьев куколок, изображавших дочерей Икара, и, качаясь, на качелях, пели жалобные песни.