Народный календарь

В основу дохристианского земледельческого календаря была положена идея о годовом круге, основанном на повторяемости природных циклов, трудовых процессов и дат личной жизни людей. Постепенно формируется дохристианский земледельческий календарь, в котором сочетаются сроки начала и конца определенных работ в поле и дома, наиболее удобные даты заключения брачных союзов, аграрные и семейные праздники.

В контексте христианского календаря наряду с идеей цикличности (круговращения) присутствует идея линейности времени. Точкой начала отсчета в греко-православном мире стала дата «сотворения мира», в Западной Европе – «Рождество Христово». После принятия на Руси христианства на древний языческий календарь наложилась византийская традиция празднования дней святых. Каждый день года являлся праздником: великим, средним или малым. Самым большим христианским праздником стала новозаветная Пасха. Вторым литургическим циклом в церковном календаре явилась семидневная неделя (седмица), каждый день которой, начиная с воскресенья, имел свое посвящение. Третьим сакральным циклом служили сутки, в определенные часы которых читались установленные молитвы.

С принятием на Руси христианства земледельческий языческий календарь смешался с христианским. В канву святцев легли традиционные обряды и праздники, а функции языческих богов плодородия стали выпол­нять святые, обернувшиеся добрыми помощниками в сельском труде и семейной жизни человека.

В результате работы над данной темой студентам необходимо понять основные отличия в построении языческого и церковного календарей, получить представление о типах календарей, о важнейших праздниках языческого периода, системе церковных праздников и о том, какое преломление они получили в бытовом православии.