Празднично-обрядовая культура как объект научного исследования

Начало научному изучению празднично-обрядовой культуры было положено еще в XIX веке. Наряду с общими изысканиями в области этнографии (быта разных народов), объектом специального научного исследования постепенно становится и фольклор. Первые представители этнографического направления в русской фольклористике И.Сахаров, И.Снегирев, А.Терещенко изучали обряды, обычаи, праздники главным образом путем этнографического анализа.

К XIX веку относится образование исторической школы изучения фольклора. Ее представители - Н.Костомаров, И.Забелин и др. - применили исторические методы исследования к сфере народной жизни с ее бытом, обычаями и обрядами.

Увлечение мифологией в XIX веке привело к созданию мифологи­ческой школы. Наиболее яркими представителями ее стали Ф.Буслаев и А.Афанасьев. Мифология рассматривалась здесь в качестве основы изучения народного творчества. В рамках этой школы получила развитие концепция многоуровневого культурно-исторического процесса, который вместе с новейшими достижениями включает древнейшие слои историческою развития. Считалось, что фундаментом русской празднично-обрядовой культуры является языческая, дохристианская мифология.

Социологическая школа, основоположником которой был А.Веселовский, заимствовала методы изучения фольклора из социологии. Согласно ее концепции, зарождение обычаев и обрядов произошло в результате осознания необходимости формирования и закрепления целесообразных форм поведения.

К началу XX века сложились, а затем получили развитие и некоторые иные подходы к изучению обрядово-праздничной культуры. Социальный подход к пониманию сути праздников мы встречаем в работах А.Пиотровского. Он считал праздники мощным стимулятором социальной стабильности, позволяющим за счет фантастической перевернутости праздничного карнавального действа снимать напряженность в обществе. Вместе с тем праздник, по словам Пиотровского, может выступать как угроза общественной системе: ведь в нем нередко звучит социальный протест, спрятанный за шутку, маску, клоунаду.

В 70-е годы выходят работы А.Мазаева, рассматривающего социальную сущность праздника в контексте общения, а сам праздник как социально-художественный феномен.

В конце 80-х годов А.Бенифард развивает социальную теорию праздника, ставя его в прямую зависимость от господствующей в обществе идеологии. Смена типа праздника происходит, по его мнению, при смене типа производства. Каждый класс является носителем тех праздников, которые соответствуют его общественной роли.

С иных позиций подходит к рассмотрению празднично-обрядовой культуры автор трудовой теории праздников В. Чичеров. В основе этой теории лежит утверждение о том, что основным и единственным источником праздника является общественно-трудовая деятельность человека. Последователем трудовой теории В.Чичерова выступил В.Я.Пропп.

Альтернативой сугубо материалистическим подходам к изучению праздников и обрядов стала сложившаяся в XX веке социально-психологическая школа. Французские историки Л.Февр и М.Блок впервые ввели в науку термин ментальности, т.е. способа видения мира, отличного от идеологии, системы представлений, в которой слито воедино рацио­нальное и иррациональное. Позднее эта линия была продолжена в трудах финского исследователя И.Хейзинги, а также наших соотечественников А.Гуревича и Ю.Лотмана.

Подчеркнем, подводя итоги, что ни одна из рассмотренных выше кон­цепций не может претендовать на всеобщность. Однако каждая из них, несомненно, содержит свой небезынтересный подход к проблеме сущности "обрядово-праздничной культуры.