Формы общения

Лисина в ходе развития ребенка выделяет 4 основные формы общения:

1. Ситуативно-личностное общение – взрослый нужен для того, чтобы удовлетворить потребность ребенка в доброжелательном общении взрослого (до 1 года).

2. Ситуативно-деловое общение – общение со взрослым вплетается в предметно-манипулятивную деятельность детей. Взрослый выступает как помощник, организатор и участник предметной деятельности (1-3 лет).

3. Внеситуативно-познавательное общение – форма общения, в которой взрослый выступает источником информации о мире (возраст «почемучек»). Взрослый – это эрудит, партнер по обсуждению важных для ребенка вопросов. (3-4 года).

4. Внеситуативно-личностное общение – общение на фоне познании ребенком социального мира. Взрослый – личность, обладающая знаниями о социальных нормах и старший друг. (5-6 лет).

Структурный анализ процесса общения

Деятельностный подход (компоненты):

1. Субъект общения – человек, являющийся инициатором общения, а также тот, кому эта инициатива предназначена. Т.о. это два человека (или более).

2. Коммуникативные мотивы – это то, ради чего предпринимается общение:

Ø Быть индивидуальностью (юношеский возраст, кризис идентичности) – стремление услышать в речи и увидеть в поведении другого человека признание своей неповторимости, уникальности, необычности;

Ø Потребность в престиже – удовлетворяется в том случае, когда в результате контактов личность получает признание, восхищение, положительные оценки окружающих;

Ø Потребность в доминировании (Альфред Адлер, уч. Фрейда) – это склонность управлять социальным окружением, воздействовать на поведение людей разными способами;

Д. Верофф уточнил это понятие – стремление и способность получать удовлетворение от контроля над другими людьми

Ø Потребность в покровительстве или заботе – проявляется в стремлении кому-нибудь в чем-либо помочь и испытать при этом удовлетворение;

Ø Потребность в помощи – предполагает готовность партнера принять помощь (также м.б. невротической);

Ø Потребность в самопознании;

Ø Мотив аффилиации (от англ. to affiliate – присоединять) – в 1938 г. Мюррей: «стремление заводить дружбу и испытывать привязанность. Радоваться другим людям, жить вместе с ними. Любить и присоединяться к группе»

3. Цель общения – конкретный результат, на достижение которого в конкретной ситуации направлены разнообразные действия, совершаемые человеком в процессе общения.

Цели м.б. очень разные, они напрямую связаны с мотивацией (передача и получение знаний, координация, согласование действий людей в их совместной деятельности, установление и прояснение личных и деловых взаимоотношений, убеждение, мотивирование собеседника и др.)