Мертвые души (1841)

К осени 1841 года Гоголем был завершен первый том «Мертвых душ». Писатель задумал произведение, которое соединило бы в себе все главные тенденции его творчества: сатиру и гротеск «Петербургских повестей», эпический пафос «Тараса Бульбы», анекдотический сюжет «Ревизора». Ему захотелось показать в поэме «всю Русь».

Сюжет основан на анекдотической истории плутовства, сама возможность которого вытекала из бюрократического принципа «бумага важнее, чем человек». Дело в том, что в России существовал «Дворянский банк», в котором помещики могли брать определенные ссуды под залог своих крепостных душ. Если помещик не погашал в срок задолженности, банк продавал с молотка заложенных крестьян и возмещал убытки. Если бы нашелся ловкий человек, который каким-либо способом приобрел большое число реально уже умерших, но по бумагам все еще числящихся живыми крестьян и заложил их в банк, он мог бы получить большую сумму денег и скрыться потом с ними, оставив в банке не имеющий никакой реальной ценности список мертвых крестьян. Это и дало толчок замыслу Гоголя.

Отставной чиновник Павел Иванович Чичиков – новый герой для Гоголя. Это «приобретатель», человек, стремящийся составить капитал. Испытав без успеха несколько способов разбогатеть, Чичиков решил скупить по дешевке у помещиков «мертвые души» и, заложив их в банке, сразу приобрести капитал. С этой целью он приезжает в губернский город и начинает объезжать помещиков, приобретая мертвые души.

Такой сюжет позволил Гоголю дать чрезвычайно широкую панораму российской действительности, показать наряду с чиновниками, привлекавшими ранее его основное внимание, и помещиков – основной слой господствующего класса николаевской России. И Гоголь показал, что действительными мертвыми душами являются живые помещики. Так заглавие поэмы приобрело символическое значение.

Изображенная Гоголем картина человеческого разложения, превращения людей в живые трупы в результате эгоизма, жадности и паразитического образа жизни внушает ужас. Никогда ранее в русской литературе не встречалось столь яркого и детального изображения видов и степеней утраты человеком человеческого облика. Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич. В конце этого ряда живых мертвецов находится устрашающий образ Плюшкина, который являет собой последнюю ступень человеческого вырождения. Рисуя галерею образов помещиков, Гоголь показал их духовную пустоту, пошлость, оскудение. Заключив в индивидуальные признаки вырождающегося поместного дворянства, писатель создал типы, в которых отразились и общечеловеческие пороки.

Предшествующие произведения Гоголя вводили нас в замкнутые, застывшие миры: Миргород, Петербург, губернский город №. Для того, чтобы показать всю Россию, Гоголь находит другой образ – дорогу. Гоголевская поэма построена в композиционном отношении как путешествие Чичикова, который в погоне за «мертвыми душами» объезжает помещиков. Сюжетным стержнем оказывается дорога, дорожные встречи и дорожные происшествия. Это мрачная дорога. В столице древней Мексики главная улица, проходящая через весь город, называлась Дорога Мертвых. Через поэму Гоголя пролегает как бы дорога Мертвых, по сторонам которой стоят, как памятники смерти, застывшие фигуры помещиков. А по самой дороге катит новая и еще более страшная для Гоголя фигура рыцаря наживы Чичикова, на знамени которого написан девиз, завещанный ему отцом: «Копи копейку!».

Однако не все мертво в этом царстве. Жив народ. Сюжет строится как покупка у живых помещиков мертвых душ, мертвых крестьян. Но сами помещики – мертвые владельцы живых душ. Даже умершие крестьяне, список которых держит в руках Чичиков, изображаются Гоголем яркими, полными жизни красками.

Гоголь был полон веры в национальные силы, и тройка, несущая Чичикова от помещика к помещику, постепенно приобретала в его сознании характер символа движущейся жизни, летящей вперед России.

Мир «мертвых душ», изображенный в первой части поэмы, испугал даже самого Гоголя: он задумал во второй части поэмы нарисовать образ пробуждающейся, а в третьей – живой России. Замыслу этому не суждено было сбыться.

В последние годы жизни Гоголь все более терял контакт с русской общественной и литературной жизнью, писателя не оставляла в покое цензура и критика. В 1852 году был почти готов второй том «Мертвых душ», однако Гоголь сжег рукопись и 21 февраля в состоянии глубокого нервного потрясения скончался.

В исторической перспективе гоголевское творчество раскрывалось постепенно, обнажая с ходом времени все более глубокие свои уровни. Для непосредственных его продолжателей первостепенное значение имели социально-общественные мотивы. На рубеже XIX-XX вв. с особенной силой раскрылась христианская философско-нравственная проблематика гоголевских произведений, впоследствии восприятие творчества Гоголя дополнилось еще ощущением особой сложности и иррациональности его художественного мира и провидческой смелостью.