Введение /73

среди жестокой, крикливой взаимной зависти народов — предметом поклонения ее дивной, благодетельной для людей силе.

29. «УехШа ге§1§ ргос!еши»[«Выступают впе­ред знамена Царя»12- (лат.)]. Да, но какого ца­ря? Есть две орифламмы13. Какую водрузим мы на отдаленных островах: ту ли, что разве­вается в огненных небесах, или ту, которая тя­желовесно спускается к земле грязной тканью, сотканной из земного золота? Нам действи­тельно открыт путь благодетельный и слав­ный, какой никогда еще не открывался пред кучкой жалких смертных. Но он должен суще­ствовать — и ныне существует для нас: «Цар­ствовать или умереть». И если когда-нибудь про нашу родину скажут: «Ресе, рег уП1а*е, П §гап пГиШ)»*, то этот отказ от венца будет са­мым позорным и несвоевременным из всех, какие только знает история.

Вот что должна сделать наша страна, или же ей суждено погибнуть. Она должна основать ко­лонии, как можно быстрее и дальше, образовав

* Известный стих из Дантова «Ада» (Ад. III): «Совершил великое отречение из трусости». Комментаторы, как извест­но, относят его к разным историческим лицам, начиная с Исава, уступившего брату право первородства за похлебку, и кончая Целестином V, отрекшимся от папского престо­ла. Прим. пер.

Аг$ 1оп§а/


74/Лекция I

их из людей энергичных и достойных. Захваты­вая каждый клочок незанятой плодородной земли, она должна внушить колонистам, что их первая добродетель состоит в том, чтобы быть верными родине, а главная цель — в том, что­бы двинуть вперед могущество Англии на море и на суше. Живя на отдаленных клочках земли, они не должны считать себя отчужденными от родины, как не делают этого моряки, мчась по далеким волнам. Эти колонии должны быть по­добны кораблям, пришвартованным к одному месту, и каждый их житель должен находиться под властью капитанов и офицеров, которые, как на кораблях, командуют на полях и улицах. И Англия ждет, что на этих неподвижных судах (или в недвижимых церквах в точном и самом великом смысле этого слова, в церквах, управ­ляемых лоцманами всемирного Галилейского озера) всякий будет исполнять свой долг, при­знав, что исполнение долга столь же возможно во время мира, сколько во время войны, и если мы за ничтожную плату находим людей, стано­вящихся против пушечного жерла из любви к родине, то найдем и тех, кто ради нее будет па­хать и сеять, будет честно работать для ее поль­зы, кто воспитает своих детей в любви к ней и будет восхищаться блеском ее славы сильнее, чем ярким светом тропического неба.

Аг5 1оп§а/


Введение/75

Но чтобы они могли осуществить это, родина должна хранить свое величие незапятнанным, должна внушить им такие представления о се­бе, которыми они могли бы гордиться. Англия, владычица половины мира, не может остаться грудой пепла, которую попирают враждующие толпы жалких людишек. Она должна снова стать той Англией, какой была когда-то, а во многих отношениях — даже лучшей. Она долж­на быть столь счастливой, столь исключитель­ной, столь чистой, чтобы на своем небе, не омра­ченном ни одним пятнышком, могла ясно раз­личать каждую появляющуюся звезду, а на своих полях, прекрасно устроенных, простор­ных и чистых, — каждую травку, питающуюся росой.

И под зелеными сводами своего заколдован­ного сада священная Цирцея14, истинная дочь солнца, она должна управлять искусствами и собирать дивные знания дальних народов, воз­вращая их из полудикого состояния в человече­ское, спасая их от безнадежности и водворяя общественный порядок.

30. Вы считаете это недостижимым идеалом. Пусть так. Не принимайте его. Но составьте вместо него свой собственный. Все, чего я тре­бую от вас, — это определенной цели для ва­шей родины и для вас самих. Пусть эта цель бу-

Аг5 1оп§а/


76/Лекция I

дет ограничена, лишь бы она была точно опре­делена и не основывалась на эгоизме. Я знаю, сердца ваши тверды, они окажутся на высоте положения, если вы будете знать, что нужно. Но в том-то и заключается роковая ошибка ан­глийской молодежи, что она таит в себе отвагу, пока эта отвага не заглохнет без солнечных лу­чей. Английская молодежь действует бесцель­но, пока не становится слишком поздно и вся­кая цель оказывается бесполезной. Это проис­ходит не от сознательного эгоизма, а от легкомыслия; причина тому — не компромисс со злом, а нерадивое следование по пути добра, из-за чего над нами с каждым днем возрастает тяжесть национального зла. Пробейте же себе путь через эту пародию на существование. Оп­ределите, чем вам быть и чего домогаться. Вы не ошибетесь, если твердо решитесь избрать окончательный путь. Если бы даже вам пред­стоял выбор между неправедным наслаждением и праведным страданием, то, не сомневаюсь, и тогда вы сделали бы достойный выбор. Но предстоящее испытание вовсе не так сурово. Вам предстоит или носиться среди беспорядоч­ных обломков разбитого бурей судна вместе с другими отверженными судьбой, осудившей на верную гибель тех, кто не сумел ей ни противо­стоять, ни подчиниться, или разделить общий

Аг5 1оп§а/