Особенности психического отражения действительности

Сознание, однако, существует не только в словесной, но и в образной форме. В таком случае оно связано с использованием второй сигнальной системы, вызывающей и преобразующей соответствующие образы. Ярким примером образного человеческого сознания является искусство (живопись, литература, музыка). Оно отражает действительность, но не в абстрактной, как это свойственно науке, а в образной форме.

Психическое отражение обладает такими особенностями:

- постоянно углубляется и совершенствуется;

- обеспечивает целесообразную деятельность;

- преломляется через индивидуальность человека;

- носит опережающий характер;

- даёт возможность правильно отражать окружающую действительность.

Поэтому основные функции психики – это отражение и регуляция поведения и деятельности.

Психические явления, входящие в структуру отражения, включают следующие компоненты:

1. Психические познавательные процессы (ощущения, восприятие, память, мышление, воображение, речь, внимание).

2. Состояния (устойчивый интерес, творческий подъём, апатия, угнетённость, настроение, раздражительность).

3. Свойства личности (направленность, темперамент, характер, способности, критичность, мышление).

Сознание человека возникло и развивалось в общественный период его существования. Главным условием возникновения и развития сознания является совместная продуктивная опосредованная речью орудийная деятельность, которая требует кооперации, общения и взаимодействия людей друг с другом. С самого начала фило- и онтогенетического возникновения и развития человеческого сознания его субъективным носителем становится речь, которая выступает как средство общения, а затем становится средством мышления (обобщения).

Сознание предполагает осознание человеком не только внешнего мира, но и самого себя, своих ощущений, образов, представлений и чувств. Образы, мысли, представления и чувства людей материально воплощаются в предметах их творческого труда и становятся осознанными.

В начале своего развития сознание человека является направленным на внешний мир. Человек осознает, что находится вне окружающей действительности, благодаря тому, что с помощью данных ему от природы органов чувств видит, воспринимает этот мир как отделённый от него и существующий независимо от него. Позднее появляется рефлексивная способность, т. е. осознание того, что сам человек для себя может и должен стать объектом познания. Такова последовательность стадий развития сознания в фило- и онтогенезе. Такое направление в развитии сознания можно обозначить как рефлексивное.

Второе направление связано с развитием мышления и постепенным соединением мысли со словом. Мышление человека, развиваясь, всё больше проникает в суть вещей.

Каждая новая историческая эпоха своеобразно отражается в сознании её современников, и с изменением исторических условий существования людей меняется их сознание. Филогенез его развития можно представить в историческом ракурсе. Это направление в развитии сознания обозначается как историческое.

Магистральным направлением дальнейшего развития человеческого сознания становится расширение сферы осознаваемого человеком в себе и окружающем мире. Параллельным курсом идёт проникновение человека в тайны жизни макро- и микромира. Благодаря успехам науки расширяется сфера познания и управления человеком, власти над собой и миром, значительно повышаются человеческие возможности и сознание людей.