ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ Я.А. КОМЕНСКОГО.

В своих многочисленных работах: «Великая дидактика», «Предвестник всеобщей мудрости», «Общий совет об исправлении дел человеческих», «Лабиринт света и рай сердца», «О культуре природных дарований» и др. Я.А. Коменский излагает свои взгляды на окружающий мир, человека, природу, деятельность человека, человеческое общество, которые явились фундаментом его педагогической теории.

Мыслитель и педагог признает божественное происхождение природы и человека и приписывает им божественные атрибуты. Человек, созданный Богом по своему образу и подобию, обладает его качествами, в нем заложены исключительные и безграничные возможности и задатки. Это утверждение Я.А. Коменского содержит новый, передовой и смелый взгляд, по сравнению со средневековым, на человека, который был объявлен церковью порочным и греховным от рождения.

От рождения человек не имеет никаких знаний и идей, разум его представляет собою «tabula rasa», т.е. чистую доску, на которой еще ничего не написано, но со временем будет написано в процессе познания.

Педагог выделил этапы познания. Первый из них – возникновение ощущения, так как нет ничего в уме, чего раньше не было бы в ощущениях. Следующая ступень познания — умственная переработка материала, полученного из ощущений, когда разум путем анализа и синтеза осуществляет обобщение, формирует понятия в виде абстрактных умозаключений. Затем разум «подвергает испытанию собственные и чужие представления о вещах». Знания становятся истинными и полезными, если они осуществляются в практике и так перерастают в мудрость.

Итак, ступени познания по Я.А. Коменскому:

Ø чувственное познание;

Ø обобщение, абстракция, научное знание;

Ø осмысление, проверка практикой, мудрость.

Я.А. Коменский явился основоположником важнейшего теоретического положения педагогики – принципа природосообразности обучения и воспитания. По Коменскому, природа едина, в ней все происходит целесообразно, царят гармония и порядок, все протекает постепенно, природа не терпит ничего бесполезного. Как в природе все происходит естественным путем, так же должно идти и воспитание человека. Человек сам является частью, природы.

Человек, являющийся частицей природы, подчиняется ее общим законам и развивается по естественным законам. У каждого периода жизни ребенка имеются свои природные закономерности. Воспитание ребенка должно идти сообразно с его, ребенка, природой. Нет необходимости что-либо привносить человеку извне, но необходимо развивать, выяснять, что он имеет заложенным в себе самом.

В качестве аналогий природы и жизни человека Я.А. Коменский в «Великой дидактике» часто прибегает к использованию примеров из самой природы.

Я.А. Каменский являлся истинным демократом, ратующим за то, чтобы все люди — богатые и бедные — имели возможность развить свои природные способности, стать гармоническими личностями.

Потребности самого народа определяют все дело воспитания и образования. «Доколе мы будем жаждать чужих школ, книг и дарований, ими одними стремясь удовлетворить наш голод и жажду? Или вечно будем мы, как здоровые нищие, выпрашивать у других народов разные cочиненьица; книжицы, диктовочки, заметочки; отрывочки и бог весть что еще?» — говорил Я.А. Коменский [7].

Демократизм, гуманизм, народность — важнейшие черты педагогической теории Я.А. Коменского.