Кинематика коробки передач

Коробкой передач - это зубчатый механизм, передаточное отношение которого можно изменить скачкообразно.

Коробками передач снабжают все машины, рабочие органы которых должны вращаться с различными скоростями в зависимости от условий работы.

В автомобиле коробка передач служит для изменения крутящего момента. передаваемого от коленчатого вала двигателя к карданному валу, для движения автомобиля задним ходом и длительного разобщения двигателя от трансмиссии во время стоянки автомобиля и при движении его по инерции.

Во время трогания автомобиля с места, при движении на подъем с грузом крутящий момент на колесах должен быть большим, чем при движении по горизонтальному участку дороги.

Пример 6.3. Определить скорости ведомого вала в коробке передач (рис.6.3). Коробка передач состоит из картера, ведущего вала с шестерней, ведомого вала, промежуточного вала, оси шестерни заднего хода, набора шестерен и механизма переключения.

Дано: z1=20, z2=52, z3=48, z4=32, z5=22, z6=26, z7=17, z8=42, z9=30, z10=24.

Число оборотов ведущего вала 1 n1=1000 об/мин.

Решение:

Данная коробка передач имеет 4 передачи для движения вперед и одну передачу заднего хода. В постоянном зацеплении находятся шестерня ведущего и промежуточного валов, шестерни 2 и 3 передач промежуточного и ведомого валов.

Первая передача (рис.6.4,а)

включается перемещением шестерни первой передачи ведомого вала назад до зацепления с шестерней первой передачи промежуточного вала.

Вторая передача (рис.6.4,б) включается перемещением шестерни первой передачи ведомого вала вперед до зацепления с шестерней постоянного зацепления второй передачи промежуточного вала.

Третья передача (рис.6.4,в) включается перемещением муфты синхронизатора назад. Зубья муфты входят в зацепление с венцом шестерни постоянного зацепления третьей передачи, закрепляя ее на ведомом валу.

Четвертая передача (рис.6.4,г)

включается перемещением муфты синхронизатора вперед, ее зубья входят в зацепление с венцом ведущего вала,

Рис.6.3

соединяя ведущий и ведомый валы. Промежуточный вал в передаче крутящего момента не участвует.

Задний ход (рис.6.4, г) включается перемещением блока шестерен заднего хода на оси до ввода в зацепление с шестернями первой передачи промежуточного и ведомого валов.

 

д).  
г).  
в).  
б).  
а).

Рис.6.4

 

Для каждой из передач определяем передаточное отношение i1-2 по формуле (6.1), число оборотов ведомого вала n2 = n1/i1-2 и крутящий момент. Результаты расчётов приведены в таблице.

 

Передача Зубчатые колеса, передающие движение Передаточное отношение i1-2 Число оборотов ведомого вала n2, об/мин
       
       
       
       
Заднего хода