Тема 2. Школа и педагогическая мысль в средние века

Афинское воспитание преследовало иные цели: «Более всего мы стремимся, чтобы граждане были прекрасны душой и сильны телом, ибо именно такие люди хорошо живут вместе в мирное время и во время войны спасают государство». (Лукиан).

До 7 лет все свободнорожденные дети воспитывались в семье, с ними были мать, нянька, раб-дядька.

После 7 лет девочки оставались в семье, приучались к домашнему хозяйству. Жизнь женщин в Афинах была замкнута и сосредоточена в женской половине дома (гинекее), а мальчики начинали посещать платные школы:

· мусические, в них учились с 8 до 16 лет, получали литературное и музыкальное образование и некоторые научные знания. Школы были частные и платные, общие занятия вели учителя дидаскалы (дидаско – я учу, позже дидактика – теория обучения). В школу мальчиков провожал один из рабов, называющийся педагогом;

· .палестры, в которых обучались с 13 до 14 лет, дети занимались пятиборьем, бегом, прыжками, борьбой, плаванием, метанием диска. Большое внимание уделялось искусству танца, в котором пытались передать гамму человеческих переживаний. Ученики участвовали в народных играх и зрелищах. Здесь известные граждане вели с детьми беседы на нравственные темы;

· гимнассии , в них обучались с 16 до 18 лет наиболее состоятельные юноши, они совершенствовались в гимнастике, здесь шла и умственная тренировка. Сюда приходили и взрослые мужчины, чтобы послушать популярного философа, поделиться новостями, понаблюдать за состязаниями молодежи – так осуществлялось свободное обучение взрослых и подростков;

· эфибии (18-20 лет) – двухгодичные военные государственные организации, где учили юношей военному делу.

В сложившихся социальных условиях афинской жизни можно было добиться успеха, только овладев искусством слова, позволяющим удержать внимание толпы. Обучением этому искусству занимались софисты – странствующие учителя, среди которых были писатели, философы, государственные деятели. Софисты произносили перед учениками образцовые речи и потом заставляли учеников, подражая им, произносить свои; нередки были диспуты. Так же, как и в школах, софисты брали за свои занятия плату, аудиторией могла стать любая площадь. Такие занятия были своего рода первой формой высшего образования.

Вершиной подобной формы обучения стал метод Сократа (469-399 до н.э.). Сократ вел почти нищенский образ жизни, но не брал платы со своих учеников. Он явился основоположником знаменитых диспутов и сократовского метода обучения, который в современной педагогической теории и практике определен как источник, основа для развития проблемного обучения. Сократ учил своих воспитанников находить истину в диалоге на строгом логическом основании, называя диалог «повивальным искусством рождения истины» (так образно определял свой метод Сократ).

Наряду со школой воспитание в Афинах осуществлялось широкой системой внешкольного образования, которое оказывало большое влияние на каждого. Это и афинский театр, и всенародные спортивные игры – олимпиады, и изобразительное искусство, и архитектура – целая система культурного воздействия на человека.

Афинская система воспитания получила теоретическое обоснование в трудах великих древнегреческих философов – Демокрита, Сократа, Платона, Протагора, Аристотеля и др. В древнегреческой науке находятся истоки многих педагогических идей. В учениях философов определены цели воспитания, выявлены его закономерности, принципы, на которых строятся воспитание и образование. Многие из педагогических идей получили свое дальнейшее развитие в науке в последующие века.

Демокрит (ок. 460 – 370 до н.э.) – один из первых основателей материалистического взгляда на происхождение мира и человека. Он (как и Гераклит) считал, что «следует учиться многоумию, а не многознанию».

Одним из первых сформулировал мысль о необходимости учитывать в воспитании природу ребенка (он называл все, что наследовал человек при рождении, «микрокосмом»).

Сократ (ок. 470 – 399 до н.э.) посвятил свою жизнь философии и педагогической деятельности. После него не осталось трактатов, книг, но его дела и мысли известны современнику благодаря тому, что записи сократовских идей вели его ученики. Известен как основоположник метода обучения посредством диалога с учениками, развития активности и самостоятельности обучающегося в процессе познания.

Важнейшие педагогические принципы Сократа:

Ø отказ от принуждения и насилия над ребенком в процессе обучения;

Ø определение метода убеждения как наиболее действенного средства воспитания;

Ø признание самоценности личности обучающегося.

Цель воспитания по Сократу – «Познай самого себя!». Будучи идеалистом, он считал, что природа, мир созданы богами в интересах человека, поэтому исследование природы представлял богопротивным и недопустимым делом. По его мнению, единственным объектом познания должен быть сам человек.

Платон (ок. 427 – 347 до н.э.) изложил свои мысли о воспитании в философских трактатах «Государство» и «Законы». Оставлял право на образование только за рабовладельцами, Воспитание, по его мнению, должно быть ориентировано на достижение цели жизни мудрого человека. Мудрость по Платону состоит в добродетели, которая укрепляет разумную часть души.

Основные принципы воспитания определял как:

v сообразование воспитания с природой души ребенка, который растет и изменяется, следовательно, воспитание не может быть одним и тем же на разных ступенях развития растущего человека;

v гармония в воспитании тела и души;

v преподнесение наук не должно осуществляться насильственно, ибо свободный человек не должен учиться рабски.

Философ был не только теоретиком воспитания, но и практиком в педагогическом деле: основал в окрестностях Афин школу – Академию, которая стала центром античного философского идеализма. В этой школе получил образование Аристотель.

Аристотель (384 – 322 до н.э.) отразил вопросы воспитания в философских трудах «Политика» и «Этика». Его взгляды на обучение и воспитание связаны с учением о душе, ее трех видах – растительной, животной, разумной. Этим трем видам души соответствуют три вида воспитания: физическое, нравственное, умственное, которые, по мнению философа, неразрывны. Отсюда и цель воспитания – развитие высших сторон души: разумной и животной(волевой, чувственной). Аристотель дал философское обоснование практики афинского воспитания, направленного на всестороннее развитие личности (умственное, нравственное, физическое).

Знаменитый философ продолжил исследование факторов, которые влияют на развитие человека, начатое еще Платоном. Аристотелем были выделены три основные группы этих факторов:

· группа внешних факторов (мир, воспринимаемый органами чувств человека);

· внутренние силы человека (силы, развивающие заложенное в человеке от природы – задатки);

· целенаправленное воспитание (оно развивает способности человека в необходимом для общества-государства направлении).

Это учение Аристотеля стало основой для выявления факторов становления и развития личности в современной психолого-педагогической теории.

Аристотель, как и Платон, был педагогом-практиком. Он основал в Афинах философскую школу для молодых представителей рабовладельческой знати, назвал ее Ликеем (335 до н.э.). Школа просуществовала несколько столетий, стала прообразом современных лицеев.

Педагогический опыт Древней Греции бесценен для человечества. Здесь широко использовались средства физического воспитания и закалки; доказана возможность гармонического развития; выявлена связь содержания воспитания, его средств с возрастом ребенка. Гармоничное развитие детей через воспитание остается до сих пор одной из самых гуманных и благородных идей в педагогике.

В педагогическую науку вошли из античности такие понятия, как «педагог», «дидактика», «гимназия», «лицей», «школа», «академия» и т.д.

В эпоху распада империи Александра Македонского (III –I в. до н.э) культура и просвещение развивались в тесной связи с традициями греческого образования в Элладе, в которой вершиной образования считались философские школы (помимо Академии Платона и Ликея Аристотеля были созданы еще две школы – стоиков и эпикурейцев). Согласно эллинической традиции, в содержание образования того времени были внесены философия, математика, астрономия, филология, история, естествознание, медицина и т.д. Главной формой обучения были лекционные занятия. Эллинская система воспитания и обучения явилась своеобразным переходом между древнегреческой и древнеримской системами обучения и воспитания.

1.3.3. Воспитание в Древнем Риме.Многие черты и особенности спартанской и афинской систем воспитания и образования получили дальнейшее свое развитие в Древнем Риме. Вместе с тем римская система образования и воспитания была самобытной. По сравнению с древнегреческой она имела более практическую направленность.

Римляне беспощадно исключали из программы воспитания изящные искусства – музыку и пение, поскольку, по их мнению, они «побуждали более мечтать, нежели действовать». Основным девизом древних римлян в обучении и воспитании было слово «польза». Цель воспитания и образования – обеспечение обучающегося определенной карьерой в военном деле или в политике.

Школы в Древнем Риме делились по имущественному признаку и знатности происхождения их учащихся.

Элементарные школы, частные и платные, обслуживали некоторую часть небогатого и незнатного свободорожденного населения (плебеев), в них учили чтению, письму и счету, знакомили с законами страны.

В грамматических школах, также частных и платных, обучались сыновья из богатых и знатных семей (мальчики шли в школу в 11-12 лет). Богатые родители предпочитали давать своим детям начальное образование дома, нанимая детям воспитателей и учителей.

Обучали мальчиков латинскому и греческому языкам, риторике (искусству красноречия), литературе и истории.

Пятнадцатилетние юноши, пройдя курс серьезной для того времени гуманитарной подготовки, могли в будущем посвятить себя политике, судебному делу.

В последнее столетие Римской республики (начало и середина I столетия до н.э.) возникли школы риторов (ораторов), где знатное юношество за высокую плату обучалось риторике, философии, правоведению, греческому языку, математике и музыке с тем, чтобы в дальнейшем занять высшие государственные должности.

В школах широко практиковались физические наказания плетью и палкой, в ходу были поощрения для хорошо успевающих учеников («политика кнута и пряника»).

Наиболее известным из римских педагогов был Марк Квинтилиан Фабий (42-118 г. н.э.). Сохранились фрагменты его сочинений «О воспитании оратора». В истории педагогики это одна из первых работ, тесно связанная с практикой школы. Квинтилиан был сторонником гуманистической педагогики. Он считал, что в большинстве своем дети от природы имеют все физические и духовные данные для успешного овладения знаниями и получения необходимого образования. Но для того, чтобы этот потенциал возможностей мог реализоваться, педагог должен внимательно изучать и учитывать индивидуальные особенности каждого из своих воспитанников, четко ориентируясь на возрастную специфику их развития.

Квинтилиан теоретически обосновал и использовал в своей практике три метода обучения и воспитания, которые считал наиболее эффективными: подражание, обучение (теоретическое наставление), упражнение. Считал, что основы знаний должны закладываться прочно и не спеша.

В школе Квинтилиана основательность широкого общего образования совмещалась с глубоким изучением ораторского искусства.

Традиции римского воспитания отразились во взглядах мыслителя и политика Марка Туллия Цицерона (106 – 43 до н.э.), который считал, что образования достойны немногие, большинство же нуждается прежде всего в «хлебе и зрелищах».

Римский политический деятель, философ и писатель Сенека (4 г. до н.э. – 65 г. н.э.) критиковал формализм школьной системы Рима, в которой воспитывается «ум, но не душа2. Он считал, что образование должно формировать прежде всего самостоятельную личность («пусть говорит ученик сам, а не его память»). Большое внимание уделял нравственному воспитанию. В «Письмах на моральные темы он писал: «Лишь одно делает душу совершенной: незыблемое знание добра и зла».

1.3.4. Воспитательная практика древних славян. Во II столетии до н.э. на исторической арене появляются славянские (праславянские) племена. Во второй половине III столетия окончилось расселение славян и их раздел на три этнические группы: восточную, западную и южную. За долгое время праславяне, а затем славяне отработали свою практику воспитания, создали педагогическую культуру, которая вышла из глубины трудовой жизни народа. Как и у всех народов, у первобытных славян существовал культ труда и ума, умелых рук и понимания своего места в природе. Формировались приемы передачи детям трудовых, бытовых, природоохранных навыков. Дети воспитывались в процессе жизни, посильного труда, тяжелых условий быта и природы.

Одним из распространенных, многогранных и эффективных средств воспитания был фольклор, особенно детский, который объединял все виды народной поэзии. В глубокой древности возникло такое эффективное средство воспитания, как игра. Значительное место в воспитательной практике славян занимала языческая религия. В основном, воспитанием у древних славян занималась семья. До 3-4 лет – дети под опекой матери, с 4-6 лет – дети в семьях крестьян и ремесленников выполняли посильную работу дома. Детей знати отдавали в другую семью («Кума да кум наставляют ум»), с 7-14(15) лет – девочки под руководством матери учились ведению домашнего хозяйства, мальчики–подростки, сыновья рядовых общинников овладевали трудовыми навыками, дети дружинников с 12 лет в гридницах овладевали военным искусством.

 

Контрольные вопросы и задания:

1. Каковы особенности воспитания в первобытном обществе?

2. Чем было обусловлено развитие школ и совершенствование воспитания в рабовладельческих государствах?

3. Определите общее и различное в идеалах и практике воспитания и обучения в Спарте и Афинах.

4. Какие прогрессивные педагогические идеи античных философов вошли в фонд педагогической науки и нашли применение в современной практике?

5. В чем сходство и различие систем обучения и воспитания в Древней Греции и Древнем Риме?

6. Какие идеи обучения и воспитания находят свое отражение в современной теории и практике обучения и воспитания?

7. Каким был идеал воспитания и воспитательная практика у древних славян?

 

Литература:

 

Джуринский, А.Н. История педагогики древнего и средневекового мира: Учебное пособие для высшей школы / А.Н. Джуринский. – М.: Совершенство, 1999. – 224 с.

Жураковский, Г.Е. Очерки по истории античной педагогики / Г.Е. Жураковский. – М.: Изд-во АН РСФСР, 1963. – 510 с.

Константинов, Н.А. История педагогики: Учеб. для студ. пед. ин-тов / Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, М.Ф. Шабаев. -5-е изд., доп. и перераб. – М.: Просвещение, 1982. – 447 с.

Латышина, Д.И. История педагогики: История образования и педагогической мысли: Учеб. пособие / Д.И. Латышина. – М.: Гардарики, 2002. – 603 с.

История педагогики и образования в первобытном обществе до конца XX века: Учеб. пособие / Под ред. А.И.Пискунова. – 2-е изд., исправ. и доп.– М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 512с.

Орлова, А.П. История педагогики: учеб. пособие / А.П. Орлова, Н.К. Зинькова, В.В. Тетерина. – Минск:ИВЦ Минфина, 2008. 375 с.

Сегянюк, Г.В. Гiсторыя педагогiкi / Г.В. Сегянюк. – Мазыр, 2000. – 432с.

Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. – М., 1981. – 346 с.

Очерки истории школы и педагогики за рубежом. – М., 1988. – Ч.1 – С.6 – 19.

Быт и история античности. – М., 1988. – 270 с.

 


 

Социально-экономическая структура феодального общества. Монополия церкви на образование. Развитие церковной культуры и появление церковных школ (VI в.). Типология церковных школ, содержание образования и методы обучения. Уровни обучения в церковных школах раннего средневековья (элементарный, средний, повышенный). Догматический характер обучения.

Появление светских учебных заведений (IX – XVI вв.). Городские школы (магистратские, цеховые, гильдейские) и их назначение. Система ученичества. Возникновение и развитие университетов в Западной Европе. Университеты как центры средневековой культуры, образования и науки.

Воспитание светских феодалов. Система рыцарского воспитания. Особенности женского воспитания в эпоху средневековья.

Вклад средневековых философов и теологов (П. Абеляр, Ф.Аквинский, Г.Сен-Викторский, В.де Бове и др.) в развитие теории и методики обучения и воспитания.

Культура и наука в эпоху Возрождения (XIV – XVI вв.). Всесторонне развитая, социально-активная личность – гуманистический идеал эпохи. Педагогическая триада эпохи Возрождения – классическое образование, физическое развитие, гражданское воспитание. Педагогические идеи в трудах гуманистов и ранних социалистов-утопистов (Ф.Рабле, Э.Роттердамский, Т.Мор, Т.Кампанелла, М.Монтень). Попытки практического осуществления гуманистических идеалов в учебных заведениях эпохи Возрождения.

Реформация и ее политика в области образования и воспитания. Иезуитская система воспитания в период контрреформации.

 

ПЛАН:

1. Социально-экономическая структура феодального общества. Монополия церкви на образование.

2. Воспитание и образование в Византии.

3.Церковные школы в Западной Европе.

4. Система рыцарского воспитания.

5. Светское образование. Возникновение средневековых университетов. Цеховые, гильдейские, городские школы.

6. Школа и педагогическая мысль эпохи Возрождения.

 

Глоссарий:

1. Догматическое обучение – обучение, построенное на неосознанном заучивании текстов.

2. Религиозное, рыцарское, светское образование и воспитание – характер воспитательно-образовательных систем в раннее, развитое и позднее средневековье.

3. Монастырские, соборные (или кафедральные), приходские школы; ремесленное ученичество – система образовательно-воспитательных учреждений в Западной Европе в эпоху раннего средневековья (V – X века).

4. Университеты, цеховые и гильдейские школы – система образовательно-воспитательных учреждений в Западной и восточной Европе (эпоха развитого и позднего средневековья, XI – XVI века).