Основные теории правопонимания
Право — это система норм, выраженных в признаваемых государством источниками являющихся общеобязательным «нормативно-государственным ^критерием правомерно-дозволенного,а также запрещенного и предписанного поведения.
В заключение необходимо отметить, что сущность права получает свое развернутое выражение в его основных признаках. Ими являются:
1) социальность (право регламентирует организацию производства, распределение производимого продукта, распределение социальных ролей в обществе и должностей в государстве, товарно-денежные отношения, отношения собственности и т. д.);
2) нормативность (право выступает как система норм, характеризуемых логической структурой, установлением масштаба и меры поведения);
3) обязательность (право обеспечено возможностью государственного принуждения);
4) формализм (право фиксируется в письменном виде, в специальной форме);
5) процедурность (право включает в себя четкие процедуры создания, применения, защиты);
6) неперсонифицированность (право адресовано не к конкретному лицу, а ко всему обществу);
7) институциональность (правотворчество осуществляют строго определенные органы государства, или этот процесс идет под их контролем, как, например, референдум);
8) объективность (право закономерно появляется на этапе перехода общества к производящей экономике как естественный результат развития регулятивной системы).
В различных теоретико-юридических концепциях право наделяется иными признаками, но теоретически обобщенные новые исторические данные позволяют именно в системе указанных признаков определить право.
Понятие права в объективном и субъективном смысле
Понятие права как система норм, установленных и санкционированных государством. Эти нормы реализуют общественные отношения между людьми. Поскольку такие регуляторы выступают
> отношению к каждому отдельному лицу или организации
> некий внешний фактор, то термин «право» в этом смысле
объективный характер, т. с. не принадлежит какому-либо
объекту, не составляет его личного, хотя бы и социального устройства. Поэтому нормы права, или право как систему норм, объективным правом.
Однако, существуют не сами по себе, а для людей и их организаций, в том числе и для государства. Они призваны регулировать их действия, предоставляя им свободу определенными рамками, предписаниями, ограничениями и п.
t Предоставленная нормами права свобода, возможность ведения в русском языке также именуется правом. Но это не норма, лежащая за рамками возможностей, лично принадлежащих субъекту. Это то, что по объективному праву принадлежит субъекту, составляющего личную свободу или возможность поведения, пользования его вещами, способностями, знаниями и многими иными, в том числе и общественными благами. Такая свобода и возможность поведения, установленная Объективным правом, носит название «субъективное право».
Таким образом, под правом в объективном смысле понимается система юридических норм, выраженных в соответствующих источниках права и не зависящих от каждого отдельного индивида; а под правом субъективным — система наличных прав и свобод субъектов, их конкретные правомочия, вытекающие из указанных выше источников или принадлежащие им от рождения.
Однако право в субъективном смысле охватывает собой не только права, вытекающие из норм объективного права, но также и систему юридических обязанностей, т. е. совокупность конкретных долженствований, необходимостей, императивов предусмотренных законами государства.
Понятия права в объективном и субъективном смысле совершенно необходимы в юридической науке и практике, они призваны выполнять важные операционные, аналитические, познавательные, прикладные и социально-регулятивные функции. Объективное право не может быть реализовано без субъективного. В этом их неразрывная взаимосвязь и невозможность существования друг без друга.
Следует отметить, что, несмотря на многочисленные теоретические изыскания, вопрос «что такое право?» остается открытым. И во всех ответах на этот фундаментальный вопрос с необходимостью присутствует такой определяющий для правопонимания момент, как отождествление или различение правa и закона. Собственно этот момент различения или отождествления права и закона и обозначает принципиальное отличие между двумя противоположными типами правопонимания, которые можно назвать соответственно юридическим.
«Что такое право?» является подлинным вопросом, действительной проблемой. Для нормативисткого подхода такого вопроса в подлинном смысле не существует, поскольку для него право — это уже официально данное, действующее, позитивное право.
Основной тезис юснатурализма (теории естественного права — Г. Гроций, Д. Локк) заключается в том, что наряду с правовыми нормами, установленными государством, право включает в себя также естественное право. Последнее понимается как совокупность прав, которыми все люди обладают от природы в силу самого факта своего рождения: право на жизнь, свободу, равенство, частную собственность. Государство не может посягать на эти естественные и неотъемлемые права человека.
Согласно теории возрожденного естественного права(современный юснатурализм), право, которое создается государством, шляется производным по отношению к высшему, естественному праву. Позитивное право, т. е. нормы, установленные государством, признается правом только в том случае, если оно не противоречит естественному праву, т. е. общечеловеческим принципам свободы, равенства, справедливости для всех людей.
Сторонники легистского, нормативистского подхода противопоставили право как «мир должного», т. е. реалиям социальной жизни. Понимая под правом юридические нормы, представители нормативизма рассматривают их в отрыве от экономики, политики, социальной структуры общества, достигнутого уровня цивилизации и т. д. Исходили из того, что правовые нормы обязаны своим возникновением и развитием не реальным отношениям, а либо формальным установлениям государства, либо возвышающей себя над обществом «суверенной, главной норме», определяющей иерархическую пирамиду, согласно которой каждая норма черпает свою юридическую силу в норме, занимающей более высокую по сравнению с ней ступень пирамиды.
Возражая против теории естественного права, Кельзен утверждал, что никакого иного, кроме опирающегося на государство, права не существует, обязательность норм проистекает не из нравственности, а из государственного авторитета. Однако, казалось бы, вопреки этому само государство он выводит из права, понимая под государством не учреждение властвования, ^организацию и воплощение правопорядка. Поскольку право, по его мнению, также есть порядок должного поведения, фактически он приходит к отождествлению государства и права.
Главное достоинство нормативистского подхода состоит в том, что определение права через систему норм оказывается самым удобным на практике. Нормативное определение оценивается в качестве «рабочей» дефиниции, которая ориентирует практических работников на законодательные нормы. Достоинством так называемого узкого, собственно-нормативного подхода является разработка юридической догматики, которая выступает основой совершенствования законодательства и правоприменительной практики.
Помимо разобранных двух главных подходов существуют и другие известные теории, такие как историческая, психологическая, марксистская и социологическая.
Теория историческойшколы права (Гюго, Савиньи, Пухта) утверждала, что право определяется исторически присущим ему народным духом. Право каждого народа и есть проявление этого народного духа. Результат исторического процесса. Право само развивается и постепенно складывается, подобно языку и нравам.
Психологическая теориябыла наиболее основательно разработана в дореволюционной России Л.И. Суть его концепции в том, что он различает позитивное право, официально действующее в государстве, и интуитивное право, истоки которого коренятся в психике людей и складываются из того, что они, их группы и объединения переживают как право. Позитивное право, выраженное в законах и других актах, мало доступно гражданам.
Иное дело — интуитивное право, с которым человек в своих отношениях с другими людьми сталкивается на каждом шагу. Среди различных психологических состояний людей на первый план выдвигаются эмоции. Из них и складывается интуитивное, психическое право, которому, по мнению Петражицкого, принадлежит первостепенное место в регулировании имущественных, семейных, наследственных и других отношений, постоянно возникающих в жизни людей.
Во второй половине XIX в. широкое распространение получили теории утопического социализма. Одной из них был марксизм. В системе марксистского учения право стало пониматься как возведенная в закон воля господствующего класса, определяемая материальными условиями жизни этого класса. Сама история, реальные события обнаружили ошибки, слабые места этого учения, несоответствие отдельных его положений действительности.
В первой трети XX века сложилась социологическая школа права (Дьюи, Паунд, Фрэнк). Представители этого направления стали понимать под правом само правоотношение или право в действии. Законы, по их мнению, представляют собой только часть права. Действующее право существует не в виде законов, а как система общественных отношений. По мнению юристов-социологов, правовые отношения собственности, властные отношения и семейные отношения исторически предшествуют правовым нормам.