Международное радио Китая в условиях открытого общества

В условиях современного транзитивного общества иновещание вносит весьма значимые и устойчивые новые данности в формирование современного информационного порядка вообще и в деятельность зарубежного вещания на Россию в частности. Как отмечают исследователи проблем иновещания, в целом, перед зарубежными радиостанциями, адресованными аудитории других стран, по-прежнему сохранилась задача идеологического обеспечения преимуществ представляемого образа жизни. Но сегодня они используют иной «градус» воздействия − пропагандистские формы меняются на «мягкие» формы влияния7. И, н есмотря на то, что ресурсы иновещания постепенно перестают быть лишь орудием политической борьбы, международное вещание (а в большинстве случаев это структуры полностью государственные), изначально призвано быть рупором своей страны: «…при любых обстоятельствах иновещание не станет в оппозицию государственной власти, а, наоборот, будет поддерживать ее политический курс»8.

Названные тенденции в полной мере характерны для деятельности Международного радио Китая (МРК). В настоящее время МРК вещает на 200 стран и районов мира, выпуская в эфир ежедневные программы на 38 иностранных языках. Примечательно, что Служба вещания на русском языке является одной из ведущих редакций радиостанции с более чем 50-летней историей. Сегодня она обслуживает информационные потребности русскоязычной аудитории в России, Китае, странах СНГ и Прибалтики. Но важно знать, что обращение МРК к русскоязычной аудитории до сих пор встречается с сохраняющимися в российском обществе «антикитайскими настроениями», особенно в районах Дальнего Востока и Сибири. Все они поддерживаются вокруг трех основных тем. Это, во-первых, оставшаяся с советских времен теория «китайской угрозы» (так называемой «желтой опасности»), во-вторых, проблема миграции китайцев в Россию, и, в-третьих, вопрос о территориальных претензиях.9 Главным «раздражителем» российского населения становится рост присутствия граждан КНР в малонаселенных и слаборазвитых восточных районов России. Опасения демографической экспансии и гипотетической возможности заявить претензии на современные российские территории накладывают негативный отпечаток на отношение россиян к китайцам и на восприятие Китая в целом. Очевидно, что растущий Китай не заинтересован в образе врага и «темной лошадки», поэтому, преодолевая барьеры прошлых десятилетий, МРК, как важнейший элемент структуры внешнеполитической пропаганды, полностью перестраивает свою вещательную политику и расставляет новые приоритеты в выборе коммуникативной стратегии.

Говоря о коммуникативной стратегии СМИ, главным ее признаком мы будем считать «замену интуитивного, стихийного, случайного информационного отображения действительности осознанным, целенаправленным, профессиональным ее отображением»10. Таким образом, коммуникативная стратегия, будучи, по мнению А.А. Тертычного, более широким понятием чем «информационная политика», представлена в виде определенной программы деятельности, отображает связь настоящего и желаемого будущего. В ходе контент-анализа китайских программ на русском языке в период 2005−2008 гг. нами была выявлена основная коммуникативная стратегия МРК – позиционирование и продвижение положительного образа КНР.