ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В УПРАВЛЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЕМ.

СВОЙСТВА, СТРУКТУРА И КЛАССИФИКАЦИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ УПРАВЛЕНИЯ.

Управление - процесс (деятельность), направленный на достижение цели.

УПРАВЛЕНИЕ КАК ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС.

ЛЕКЦИЯ 7. УПРАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ НА УРОВНЕ ПРЕДПРИЯТИЯ.

Информационный процесс - совокупность последовательных действий (операций), производимых над информацией (в виде данных, сведений, фактов, идей, гипотез, теорий и пр.) для получения какого-либо результата (достижения цели).

Управление является информационным процессом, т.к. для принятия тех или иных решений и их реализации требуетcя постоянно производить различные действия с информацией.

Функции управления:

- определение целей и планирование;

- организация исполнения и стимулирование деятельности исполнителей;

- учет и контроль исполнения.

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ — совокупность административных органов, методов и технических средств управления, обеспечивающих выполнение задач управления.

 

Система управления представляет собой совокупность объекта управления (например, предприятия) и субъекта управления (управленческого аппарата).

Управленческий аппарат (субъект) объединяет сотрудников, формулирующих цели, разрабатывающих планы, устанавливающих требования к принимаемым решениям, а также контролирующих их выполнение. В задачу объекта управления входит выполнение планов, разработанных управленческим аппаратом, т. е. реализация той деятельности, для которой создавалась система управления. Оба компонента системы связаны прямой и обратной связью. Прямая связь выражается потоком директивной информации, направляемой от управленческого аппарата к объекту управления. Обратная связь представляет собой поток отчетной информации о выполнении принятых решений, идущий в обратном направлении.

 

Директивная информация формируется управленческим аппаратом в соответствии с целями управления и информацией о внешней среде, о сложившейся внешней ситуации. Отчетная информация формируется объектом управления и отражает внутреннюю ситуацию объекта, а также степень влияния на нее внешней среды (задержки платежей, нарушения подачи энергии, погодные условия, общественно-политическая ситуация в регионе и т. п.).

 

 

Под автоматизированной информационной технологией управления (АИТУ)понимается система методов и способов сбора, накопления, хранения, поиска, обработки и защиты управленческой информации на основе применения развитого программного обеспечения, средств вычислительной техники и связи, а также способов, с помощью которых эта информация предоставляется пользователям.

Структура АИТУ предполагает наличие трех компонент:

· комплекса технических средств, состоящего из средств вычислительной, коммуникационной и организационной техники;

· системы программных средств, состоящей из системного (общего) и прикладного программного обеспечения;

· системы организационно-методического обеспечения, включающей инструктивные и нормативно-методические материалы по организации работы управленческого и технического персонала в рамках конкретной АИТУ обеспечения управленческой деятельности.

 

КЛАССИФИКАЦИЯ:

1. Автоматизированные ИТ по способу реализации в автоматизированной информационной системе делятся на: традиционные и новые.

2. По степени охвата задач управления АИТ подразделяются на следующие группы:

· электронная обработка данных;

· автоматизация функций управления;

· поддержка принятия решений;

· электронный офис;

· экспертная поддержка.

3. По классу реализуемых технологических операций АИТУ можно разделить на:

· системы с текстовым редактором;

· системы с табличным процессором;

· системы управления базами данных;

· системы с графическими объектами;

· мультимедийные системы;

· гипертекстовые системы.

4. По типу пользовательского интерфейса АИТ делятся на:

· пакетные (централизованная обработка);

· диалоговые;

· сетевые (многопользовательские).

5. По способу построения сети АИТУ можно разделить на: локальные; многоуровневые; распределенные.

 

 

Под бизнес-процессом понимают серию логически взаимосвязанных действий, при которых ресурсы предприятий или организаций используются для создания или получения полезного для потребителя продукта или услуги в фиксированный промежуток времени. Работу предприятия следует рассматривать как совокупность его бизнес-процессов.

Реинжиниринг бизнес-процессов— это создание новых и более эффективных бизнес-процессов в управлении, без учета предшествующего развития.

Концепцию бизнес-процессов можно применить для повышения эффективности управления предприятием.

Информационный процесс может состояться только при наличии информационной системы, обеспечивающей его составляющие.

Информационная система - это хранилище информации, снабженное процедурами ввода, поиска и размещения и выдачи информации.

 

Информационная система управления (ИСУ) – это совокупность информации, экономико-математических методов и моделей, технических, программных, других технологических средств и специалистов, предназначенных для обработки информации и принятия управленческих решений.

Информационные системы (ИСУ) федерального значения решают задачи информационного обслуживания аппарата административного управления и функционируют во всех регионах страны.

Территориальные (региональные) ИС предназначены для решения информационных задач управления административно-территориальными объектами, расположенными на конкретной территории.

Муниципальные ИСУ функционируют в органах местного самоуправления для информационного обслуживания специалистов и обеспечения обработки экономических, социальных и хозяйственных прогнозов, местных бюджетов, контроля и регулирования деятельности всех звеньев социально-экономических областей города, административного района и т. д.

Информационным системам управления присущи следующие свойства:

1. Свойство относительности- когда состав элементов, взаимосвязей, выходов, входов, целей и ограничений зависит от целей исследования.

2. Свойство делимостиозначает, что систему можно представить состоящей из относительно самостоятельных частей (подсистем), каждая из которых может рассматриваться как система.

3. Свойство целостности подразумевает согласованность целей функционирования всей системы с целями функционирования ее подсистем и элементов.