Тема 1.25. Индивидуальный стиль деятельности педагога и учащихся
Народная мудрость
Слово - серебро, молчание - золото (рус.).
Будзь спярша выслухачам, а потым павядачам (бел.).
Скажа, як звяжа (бел.).
Рынуў слаўцом, як пярцом (бел.).
За словом в карман не полезет (рус.).
И волки сыты, и овцы целы (рус.).
Худой мир лучше доброй ссоры (рус.).
Становление творческой индивидуальности педагога невозможно без развития его творческого мышления, творческих способностей.
П.Е. Решетников
Требования к компетентности по теме:
· знать и уметь раскрывать сущность понятий «индивидуальный стиль педагогической деятельности», «индивидуальный стиль учебной деятельности», «индивидуальное портфолио учителя», «индивидуальная образовательная траектория», «Я-концепция» творческого саморазвития»;
· понимать сущность и уметь характеризовать стили педагогической и учебной деятельности; знать и уметь раскрывать функции стилей деятельности педагога и учащихся;
· знать и уметь анализировать нормативные требования к полистилистическому пространству, обеспечивающему эффективное развитие индивидуальных стилей деятельности учителя и учащихся;
· знать и уметь обосновать возможность построения субъектом индивидуальной образовательной траектории на основе диверсификации целей, содержания и программ учебной деятельности.
Основные вопросы:
1. Сущность и структура индивидуального стиля педагогической деятельности и учебной деятельности учащихся.
2. Классификации стилей педагогической и учебной деятельности.
3. Функции стилей педагогической и учебной деятельности. Нормативные требования к полистилистическому образовательному пространству.
4. Построение субъектом индивидуальной образовательной траектории на основе диверсификации целей, содержания и программ учебной деятельности.
Понятия темы:индивидуальный стиль педагогической деятельности, индивидуальный стиль учебной деятельности, индивидуальное портфолио учителя, индивидуальная образовательная траектория, «Я-концепция» творческого саморазвития.
Рекомендуемая литература
1 Андреев, В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. – 2-е изд. – Казань: Центр инновационных технологий, 2000. – 608 с.
2 Краско, П.П. От индивидуальной траектории развития – к профессиональному самоопределению / П.П. Краско // Народная асвета. – 2007. – № 11. – С. 43–45.
3 Рогов, Е.И. Личность учителя: теория и практика / Е.И. Рогов. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996. – 512 с.
4 Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Изд. центр «Академия», 2002. – С. 51– 57.
5Торхова, А. В. Формирование индивидуального стиля педагогической деятельности будущего учителя: теоретический аспект: монография / А.В. Торхова. – Минск : БГПУ им. М. Танка, 2004. – 143 с.