Тема 1.25. Индивидуальный стиль деятельности педагога и учащихся

Народная мудрость

Слово - серебро, молчание - золото (рус.).

Будзь спярша выслухачам, а потым павядачам (бел.).

Скажа, як звяжа (бел.).

Рынуў слаўцом, як пярцом (бел.).

За словом в карман не полезет (рус.).

И волки сыты, и овцы целы (рус.).

Худой мир лучше доброй ссоры (рус.).

 

Становление творческой индивидуальности педагога невозможно без развития его творческого мышления, творческих способностей.

П.Е. Решетников

 

Требования к компетентности по теме:

· знать и уметь раскрывать сущность понятий «индивидуальный стиль педагогической деятельности», «индивидуальный стиль учебной деятельности», «индивидуальное портфолио учителя», «индивидуальная образовательная траектория», «Я-концепция» творческого саморазвития»;

· понимать сущность и уметь характеризовать стили педагогической и учебной деятельности; знать и уметь раскрывать функции стилей деятельности педагога и учащихся;

· знать и уметь анализировать нормативные требования к полистилистическому пространству, обеспечивающему эффективное развитие индивидуальных стилей деятельности учителя и учащихся;

· знать и уметь обосновать возможность построения субъектом индивидуальной образовательной траектории на основе диверсификации целей, содержания и программ учебной деятельности.

 

Основные вопросы:

 

1. Сущность и структура индивидуального стиля педагогической деятельности и учебной деятельности учащихся.

2. Классификации стилей педагогической и учебной деятельности.

3. Функции стилей педагогической и учебной деятельности. Нормативные требования к полистилистическому образовательному пространству.

4. Построение субъектом индивидуальной образовательной траектории на основе диверсификации целей, содержания и программ учебной деятельности.

 

Понятия темы:индивидуальный стиль педагогической деятельности, индивидуальный стиль учебной деятельности, индивидуальное портфолио учителя, индивидуальная образовательная траектория, «Я-концепция» творческого саморазвития.

 

Рекомендуемая литература

1 Андреев, В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. – 2-е изд. – Казань: Центр инновационных технологий, 2000. – 608 с.

2 Краско, П.П. От индивидуальной траектории развития – к профессиональному самоопределению / П.П. Краско // Народная асвета. – 2007. – № 11. – С. 43–45.

3 Рогов, Е.И. Личность учителя: теория и практика / Е.И. Рогов. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996. – 512 с.

4 Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Изд. центр «Академия», 2002. – С. 51– 57.

5Торхова, А. В. Формирование индивидуального стиля педагогической деятельности будущего учителя: теоретический аспект: монография / А.В. Торхова. – Минск : БГПУ им. М. Танка, 2004. – 143 с.