Стили педагогического общения и педагогического руководства
Стиль – это индивидуально-своеобразная манера действования и поведения человека (А.А. Бодалев). Исходя из этого под стилем педагогического общения понимают «индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и обучающихся» (В.А. Кан-Калик). К этим особенностям относятся: особенности коммуникативных возможностей педагога, достигнутый уровень его взаимоотношений с воспитанниками, творческая индивидуальность педагога и особенности детей, с которыми он общается. Рассмотрим типичные стили педагогического общения, описанные в педагогической литературе (см. схему 84).
Схема 84
Общение на основе увлеченности совместной деятельностью |
Общение на основе дружеского расположения |
Общение-дистанция |
Общение-устрашение |
Общение-заигрывание |
Общение-превосходство |
Если первые два стиля являются гуманистическими, субъект-субъектными взаимодействиями «педагог-воспитанник», то общение-устрашение, общение-заигрывание, общение-превосходство относятся к негативным стилям и характеризуются субъект-объектными отношениями между педагогом и воспитанниками.
Охарактеризованные стили педагогического общения связаны со стилями педагогического руководства (см. схему 85). Стиль педагогического руководства–характерная манера и преобладающие способы взаимодействия педагога с отдельной личностью или группой воспитанников. Традиционно выделяют авторитарный, демократический, попустительский (либеральный) стили педагогического руководства.
Схема 85
|
В чистом виде тот или иной стиль руководства практически не встречается. Предпочтителен демократический стиль. Обычно опытный учитель владеет элементами всех стилей. В этом случае идет речь о динамическом (вариативном) стиле педагогического руководства.