Поисковая деятельность

Труд в природе

Следующий вид деятельности который с успехом можно использовать на занятиях по экологическому образованию– это труд в природе.

В процессе труда в природе дошкольник учится подчинять свою деятельность, свои желания определенным общественным мотивам, понимать, что его труд принесет пользу людям, сохранит животных, растения.

В процессе трудовой деятельности дошкольник имеет возможность применить на практике свои знания, приобрести новые, наглядно убедиться в существовании в природе различных взаимосвязей (растение, животное — и окружающая среда). У него формируются необходимые навыки ухода, чувство ответственности за живых организмов.

Крайне важно перед началом трудовой деятельности выработать у ребенка эмоционально-положительное отношение к объекту, показать, что этот объект живой, что он нуждается в бережном отношении именно этого ребенка («без твоей помощи растение может засохнуть, а морская свинка погибнет, если ей не давать воды и пищи»).

 

Следующий вид деятельности – поисковая.

Поисковая деятельность с точки зрения процесса экологического образования является одной из главных видов деятельности ребенка.

В качестве основного вида поисковой деятельности практически все педагоги выделяют такую деятельность — как экспериментирование.

Экспериментирование - это «истинно детская деятельность» является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста, начиная с младенчества. В ней ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью их более полного познания и освоения.

Примеры экспериментирования:

Тема «Какими бывают песок и глина»

Для того чтобы познакомить детей с особенностями песка и глины, показать, чем они отличаются, и найти проявления свойств этих веществ в повседневной жизни можно предложить детям следующие эксперименты:

Опыт 1. Дать детям задание взять стаканчик с песком и аккуратно насыпать немного песка на лист бумаги. Дети должны посмотреть и ответить на вопрос - легко ли сыпется песок? После этого дать им задание высыпать из стаканчика глину и ответить на вопрос - что легче высыпать — песок или глину? После этого воспитатель дает пояснения, что именно поэтому и говорят, что песок — «сыпучий». А глина слипается комочками, ее нельзя так легко высыпать из стаканчика, как песок. В отличие от глины песок — рыхлый.

Опыт 4. Рыхлость песка можно доказать детям и с помощью другого эксперимента. Дать детям палочку для того чтобы они попробовали «посадить» ее по очереди в стаканчики с песком и с глиной. Представив, что они сажают маленькое деревце. После этого происходит обсуждение. Во что палочку легче поместить и почему?

 

Экспериментирование в группе обязательно нужно связать с наблюдениями на прогулках, экскурсиях:

1. Обратить внимание детей на песочницу во время дождя и в сухую погоду. Спросить чем отличается песок? Дать задание детям попытаться слепить замки из сухого и мокрого песка. Сравнить и сделать выводы.

2. Предложите детям пройти сначала по влажному песку, а затем по сырой глине. Где остаются более четкие следы? Что происходит со следами, когда земля высыхает?