Процесса воспитания и самовоспитания
Тема 1.17 Сущность, закономерности, принципы
Народная мудрость
Хочешь научиться петь – пой (нем.).
Большому кораблю – большое плавание (рус.).
Богатство не в имуществе, а в таланте (персид.)
Не умеешь картин писать – растирай краски (нем.).
Силы без применения на убыль идут (нем.).
Адмузыкі і танцы (бел.).
Недостаточно, чтобы воспитание только не портило
нас, - нужно, чтобы оно изменяло нас к лучшему
М. Монтень
Требования к компетентности по теме:
- знать и уметь раскрывать сущность понятий «воспитание в широком педагогическом значении», «воспитание в узком педагогическом значении»; знать и уметь анализировать разные трактовки процесса воспитания, представленные в истории педагогики;
- знать и уметь формулировать цели, задачи гуманистического воспитания; знать и уметь раскрывать содержание закономерностей и принципов гуманистического воспитания;
- знать и уметь характеризовать воспитание как процесс формирования отношений личности к себе и окружающему миру, а также как процесс интериоризации социокультурных ценностей;
- знать и уметь характеризовать воспитательную работу и деятельность учащихся как основные составляющие воспитательного процесса; знать принципы воспитательной работы и организации деятельности учащихся, уметь применять их в процессе анализа реальных педагогических взаимодействий (воспитательных дел);
- понимать и уметь устанавливать взаимосвязь процессов воспитания и самовоспитания;
- уметь дать общую характеристику основным директивным документам в области воспитания.
Основные вопросы:
1.Воспитание в структуре целостного педагогического процесса.
2. Психологические и аксиологические основы воспитания.
3.Воспитательная работа как вид педагогической деятельности.
4. Воспитывающая деятельность: требования к её организации.
5. Взаимосвязь и взаимообусловленность воспитания и самовоспитания.
6.Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь (2006) о направлениях и содержании воспитания.
Понятия темы: воспитание в широком и узком педагогическом значении, теория воспитания, методика воспитательной работы, воспитательный процесс, закономерности воспитания, принципы воспитания, отношение личности, качество личности, воспитательная работа, воспитывающая деятельность, самовоспитание, концепция воспитания, программа воспитания.
Рекомендуемая литература
1 Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь 30.12.2006 г. № 8/15613) // Зборнік нарматіўных дакументаў МА Рэспублікі Беларусь. – 2007. - № 2. – С.9-40.
2Основы педагогики : учеб. пособие / А.И. Жук, И.И. Казимирская [и др.]. – Минск : Аверсэв., 2003. – С. 130-159.
3Педагогика : учебное пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / под ред. П.И. Пидкасистого. - М. : Педагогическое общество России, 2002. - С. 367-440.
4Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс : учебник для студентов пед. вузов : в 2 кн. / И.П. Подласый. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. .- Кн. 2 : Процесс воспитания. – С. 5-58; 137-187.
5Пуйман, С.А. Педагогика. Основные положения курса / С.А. Пуйман. – Минск : «ТетраСистемс», 2001. - С. 154-174.
6Сластёнин, В.А. Педагогика / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. - М. : Издательский центр “Академия”, 2002. – С. 282-299; 450-457.
7Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. – Минск : Універсітэцкае, 2000. – С. 89-110; 317-326.
8 Щуркова, Н.Е. Прикладная педагогика воспитания: учебное пособие / Н.Е. Щуркова. – СПб. : Питер, 2005. – С. 15-31; 38-41; 144-215; 218-230.