Актуальность

Информативность

Достоверность

Оперативность

Историческая проза

Историки усовершенствовали язык поэтов и ораторов и создали историческую художественную прозу. Это язык деловой, язык журналистики (не философская полупоэзия, не устная речь). Они вобрали опыт и наработки ораторов и создали литературный язык, который после шлифования в Римской империи служил просвещенной Европе более тысячи лет. У историков и подход к подаче материала был вполне журналистский. Хроники - этнографическое описание местностей и городов. Проза Геродота и Фукидида (V в. до н.э.) - это описание судеб людей и народов (значимо), анализ для нужд современности (актуальность). Она освобождена от мифа. Факты проверяются судом разума (достоверность).

ГЕРОДОТ (480-430 гг. до н.э.) В труде "История" - объяснял судьбу народов, втянутых в войну, причины возникновения греко-персидской войн, приведших к возвышение Афин. В ней он отвечал на вопрос: "ПОЧЕМУ ПРОИЗОШЛИ СОБЫТИЯ?"

ФУКИДИД (~400 г. до н.э.) - военачальник, участник и свидетель междоусобной войны, участников которых знал с обеих сторон. Главный труд - "История Пелопонесской войны". События описаны по свежим следам, поэтому книге свойственны вполне журналистские черты:

В фокусе - политическая и военная жизнь городов-полисов конца V в. до н.э., анализ причин достижения Афинами могущества и последующей его потери. Объяснял развитие греческой истории действием чисто утилитарных стимулов: постепенный рост богатства и морской мощи и связанные с этим изменения в политическом строе. Характерен и реалистичный подход Фукидида - путь государства зависит от граждан - правильный и неправильный. Правильный - когда граждане имеют конечной целью общее благополучие. Автор использует прием дискуссии - столкновение мнений - приводит параллельные речи ораторов на одну и ту же тему. Действующие лица делают выбор между двумя путями, двумя точками зрения с использованием доводов пользы, выгоды, справедливости. Главные вопросы его труда - "Чем определялся выбор? Ради чего предпринято действие?"

КСЕНОФОНТ (430-354 г. до н.э.). Его главный труд "Греческая история" - продолжение труда Фукидида. Он также свидетель событий, о которых пишет. Учился у Сократа, воевал в наемном войске персидского царя Кира Младшего. Воглавлял отряд греков при возвращении на родину. Был военачальником в Спарте. Жил и работал в Пелопонесе.

В его произведениях виден дальнейший процесс усиления реалистического начала в изображении истории - не только судеб государств, народов, но и отдельных людей. Репортажность, дневниковый стиль отличает его историческую прозу. Он пишет биографии философов и полководцев. Придает значение психологии, описанию мотивов поступков, особенно нравственных. Ему принадлежит важная роль в формировании жанра документальной биографии, очерка, путевых заметок и т.д.

Основные труды: "Воспоминания о Сократе "Апология Сократа", диалоги "Пир", "Домострой".

"Анабасис" - автобиографическое повествование о походе греческого отряда с войском Кира.

"Киропедия" (биография персидского царя Кира);

"Алесилай" (биография спартанского царя, у которого служил Ксенофонт).

Его герои - не индивидуальные личности - обобщающие типы, в которых воплощаются лучшие качества человека. Еще до недавнего времени подобный подход можно было встретить в произведениях советской журналистики - социалистический реализм, положительный герой, а не реальная личность с ее противоречиями и недостатками.

Эти авторы делают важные шаги в развитии прозаического искусства, которое еще более двух тысячелетий будет оказывать влияние на европейскую словесность.

Логически тему завершит рассказ об историке Древнего Рима - Плиние Младшем. Он оставил миру образцы прозы эпистолярного жанра - письма. В них немало ценнейшей информации, которая достаточно оперативно передавалась, была значимой, но не была массовой.

Плиний Младший - ученик знаменитого оратора Квинтилиана. Он - адвокат и госудрственный чиновник. В последние годы - начальник государственного казначество в одной из провинций Римской империи.

Письма Плиния Младшего (1 в. н.э.) нельзя рассматривать лишь как частные письма к другу. Это скорее документальная проза, написанная по законам информационных жанров журналистики. Он писал их как литературные произведения, уделяя большое внимание композиции, отбору фактов, аргументации. Он убеждал своего адресата. Заботился о впечатлении, которое производят письма. Они содержали характеристики высших кругов, оценки и критический взгляд на события. Их можно рассматривать не только историческим свидетельством, но и важным историко-литературным документом эпохи. А документальность - важный признак журналистики. Подобные источники внимательно изучались в эпоху Ренесанса, и они не могли не оказать влияния на подходы просвещенных людей эпохи к развитию литературных и информационных процессов того времени. Плиний М. уделял внимание и еще одному важному процессу для журналистики - редактированию. Он был прекрасным оратором, адвокатом. Свои речи он после произнесения тщательно редактировал для издания, отправлял друзьям для критики (рецензирования). Он выработал рекомендации по наилучшему составлению текстов речей для адвокатов (советы молодым адвокатам), но их вполне можно рассматривать как советы журналистского характера:

1. надо уделять важное внимание стилю, отбору фактов, уметь подбирать сладкозвучные поэтические слова, смелые метафоры;

2. надо вдалбливать информацию, чтобы запала - это и сегодня не последний принцип журналистики;

3. следует разнообразить вдалбливание - разных людей убеждать разными методами,

4. Мало обращаться к разуму, надо и к чувству, в речи должны быть сила, убедительность, горечь, настойчивость.

Все эти требования вполне применимы к журналистике.