Эпитафии и настенные надписи

Реализация информационной потребности как общения человека с Богом, так и между собой внутри социально однородных и разнородных групп происходило с помощью эпитафий и настенных надписей. Это пример первых информационный материалов, которые были обращены к Богам (и частично к людям) и, порой, содержали целую биографию умершего. Это было распространено не только в Египте, но и в Древнем Риме. Погребение - важнейший жизненный акт. Самое страшное для римлянина или египтянина - остаться непогребенным. Боги не примут. Для подготовки и высекания на надгробных камнях эпитафий работали специальные погребальные коллегии в Риме. Более подробные примеры можно взять в книге Федоровой Е.Ф. "Люди императорского Рима".

Свод найденных в новое время латинских надписей на стенах, надгробиях, памятниках насчитывает несколько десятков тысяч. Только со стен Помпеи списано около полутора тысяч. Нередко это похвалы тому или иному кандидату на выборную должность. Вроде такой:"Прошу, чтобы вы сделали эдилом Модеста". А рядом иное: "20 пар гладиаторов Децима Лукреция Сатрия Валента, бессменного фламина Нерона Цезаря, сына Августа, и 10 пар гладиаторов Децима Лукреция, сына Валента, будут сражаться в Помпеях за 6,5,4,3 дня и накануне апрельских ид (8,9,10,11,12 апреля ), а также будет представлена охота по всем правилам и будет натянут навес. Написал

Эмилий Целер один при лунном свете". Это дословная копия надписи времен Нерона, 1 век н.э.