Рынок ЖКУ

Рынок жилищно-коммунальных услуг, как и всякий рынок, обусловлен действием закона спроса и предложения, которые в свою очередь зависят от движения цен. Если говорить о спросе на жилищно-коммунальные услуги, то здесь надо учитывать следующие моменты.

Спрос как рыночная категория всегда связан с материальным положением тех лиц, которые выходят на рынок. Так как речь идет о платежеспособном спросе, то в его рамках надо выделять различные группы населения, а именно ту часть, которая живет за чертой бедности, имеет жизненный уровень приближенный к официальному, имеет доходы выше этого уровня и, наконец, наиболее обеспеченных граждан.

Говоря о жилищно-коммунальных услугах, надо рассматривать этот вопрос, во-первых, с точки зрения потенциальных возможностей производителя услуг выполнить определенный объем услуг в натуральном и стоимостном выражении; во-вторых, какова номенклатура юридических лиц (здесь представлены предприятия различных форм собственности) и физических лиц. На предложенные услуги влияет не только социально-экономическая составляющая предприятия ЖКХ, но и степень его оснащенности, техническое вооружение, производительность труда.

На спрос и предложение жилищно-коммунальной услуги влияет также динамика цен. Понижение цены увеличивает спрос, а повышение уменьшает.

На предложение жилищно-коммунальных услуг влияют многие факторы. Во-первых, это объем инвестиций в эту сферу. В административно-командной системе по отношению к жилищной сфере применялся остаточный принцип финансирования, что обрекало эту сферу на постоянное отставание от других отраслей, и это сказывалось на количестве и качестве услуг. Во-вторых, развитие предпринимательства и относительно свободное движение зарубежных товаров и технологий на внутреннем рынке вызвало конкуренцию среди производителей услуг, что сказалось на их предложение.

Сущность услуги складывается в зависимости от ряда факторов, влияющих на нее.

1. Это затраты труда по ее оказанию, включающие затраты на транспортировку, установку, эксплуатацию, ремонт, техническое обслуживание, поставку запасных частей, обучение персонала, страховые взносы и т.д.

2. Это затраты труда, связанные с повышением качества, надежности, применением оригинальных конструкторских решений и современных технологий.

З. Учитываются все выплаченные налоги, сборы, пошлины, а также условия предоставления продавцам кредитов.

Спрос на жилищно-коммунальные услуги может определяться сезонными факторами. Как правило, он более высок в период марта-октября, особенно в связи с подготовкой и использованием жилья и необходимостью ликвидации отрицательных явлений, вызванных неполадками в жилищном фонде при его эксплуатации в зимних условиях.

Рынок жилищных услуг в отличие от тех рыночных структур, где происходит процесс купли и продажи товаров (средств производства, предметов потребления), при наличии достаточно больших возможностей для развития конкуренции не будет характеризоваться функционированием здесь крупных предприятий, которые выступали монополистами. Наличие большого разнообразия потребности населения в жилищных услугах, их высокий динамизм будут содействовать функционированию в сфере ЖКХ малых и средних предприятий.

Рынок жилищно-коммунальных услуг молодой, имеет небольшую историю своего существования. Несмотря на то, что услуги в дореформенный период были платными, они не выступали как товар в обычном понимании этого слова. Реальная стоимость услуги по существу не принималась во внимание и все затраты предприятий по оказанию услуг компенсировались в основном из бюджетных средств.

Говоря о рынке жилищных услуг, необходимо учитывать не только объемы в стоимостном выражении спроса и предложения, но и саму динамику по отдельным видам услуг.

Развитие рынка жилищных услуг связано как с состоянием дел по вводу нового жилья, так и с происходящим физическим износом жилья, находящегося в эксплуатации. Если иметь в виду новое жилье, то оказываемые жилищные услуги в основном связаны с обустройством жилого объекта (транспорт, дороги, зоны отдыха и т.д.).

Содержание услуги как товара формируется за счет предоставления покупателям не только основной услуги, но и ряда дополнительных услуг. Это комплекс услуг по продаже (демонстрация, консультации и проявление личного внимания к покупателю, обучение и т. д.), а также послепродажное обслуживание.

Рынок жилищно-коммунальных услуг отличается от рынка товаров тем, что его развитие не связано с таким институтом рынка, как биржа, которая во многом определяет положение покупателя и продавца в рамках текущего периода и перспективы на год, два.

Тема: ЭНЕРГОРЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЕ

 

Энергия, теплота — это постоянно потребляемый человеком продукт его жизнедеятельности, который уже сейчас является одним из наиболее дорогих в стоимостном выражении компонентов необходимой человеку продукции. По мере исчерпания природного энергетического сырья тепловая энергия будет постоянно дорожать.

В России общая площадь эксплуатируемых заданий составляет около 5,0 млрд. кв. м (жилых — 2,7; промышленных — 1,7; общественных — 0,6 млрд. кв. м) отопление которых за один отопительный период расходуется по усредненным проектным данным около 400 млн.т.у.т, или почти 25% годовых энергоресурсов страны а с учетом электро- и водоснабжения на бытовые нужды расходуется около 35 процентов потребляемых в РФ энергетических ресурсов. До 30% энергопотребления связано с непроизводительными потерями в установках генерации, транспорта и распределения также в системах освещения. Потребителями не более 75% подаваемой холодной воды. Около 70 % тепловых сетей нуждается в ремонте и реконструкции.

Анализ существующего положения в жилищно-коммунальном хозяйстве показывает, что в жилых зданиях средней полосы России расходуется на нужды отопления и теплоснабжения около 84 кг условного топлива на один квадратный метр площади в год, в то время как в Швеции потребляется около 27 кг у. т./м2 год. При этом доля затрат на отопление составляет 50-55%, го снабжение 30-35%, электроснабжение (включая пище приготовление) — 15-20%. Кроме этого человек ежегодно потребляется до 45 кубических метров горячей и до 90 кубических метров холодной воды.

Сегодня коммунальная энергетика, насчитывает около 4200 предприятий, эксплуатирующих более 56 тыс. муниципальных котельных суммарной мощностью более 150 тыс. Гкал/час, около 500 тыс. воздушных и кабельных сетей, 75,0 тыс, км тепловых сетей производит около 30% всей тепловой энергии в РФ а также реализует более 40% теплоэнергии и около 25% - электроэнергии.

Тем не менее, построенные в средней полосе России зданий имеют высокие показатели расхода тепла на период отопления многоквартирные дома — от 350 до 600 кВтч/м2 год односемейные дома — от 600 до 800 кВтч/м2 год. Для сравнения в Германии расходуется 260 кВтч/м2 год, в Швеции и Финляндии — по 135 кВтч/м2 год. При этом бросовые или напрасные потери тепла в наших зданиях через стены достигают 45 %, через оконные проемы – 33 %, через чердаки и полы — 22 процента.

Таким образом, резервы энергоресурсосбережения в сфере жилищно-коммунального хозяйства огромны. Прежде всего, весьма неэффективным, как уже отмечалось, с точки зрения энергоиспользования является жилой фонд, значительную долю в котором (примерно 80%) составляют дома из сборного железобетона, являющиеся по проектным данным самыми энергорасточительными сооружениями, кроме того, как показывает опыт эксплуатации, фактические теплопотери в таких домах на 20-30% выше проектных из-за низкого качества строительства и эксплуатации.

Не менее существенные потери тепла и ресурсов происходят при эксплуатации инженерных сетей и оборудования. Только из-за низкого качества теплоизоляции трубопроводов теряется около 15-20 % тепла. К этому можно добавить, что 10-15 % потерь тепла и воды связано с утечками через свищи и трещины в трубопроводах.

По существу экономический механизм энергосбережения еще не задействован ни у предприятий, ни у населения. Экономить топливо не всегда выгодно, так как вклад предприятий в энергоресурсосбережение должным образом не поощряется. Инвестиции в энергетику направлены почти исключительно на поиск новых источников энергии, хотя опыт убеждает, что экономить значительно выгоднее, чем ее производить.

Население, не имея технической возможности к экономии тепла, еще не ощущает экономической потребности в энергоресурсосбережении из-за низкой стоимости потребляемых ресурсов. Сегодня в большинстве субъектов РФ разработаны и реализуются региональные программы энергоресурсосбережения. Работы по этим программам сводятся, как правило, к следующим главным направлениям.

• переход к эффективным энергосберегающим архитектурно—строительным системам и инженерному оборудованию как при новом жилищном и коммунальном строительстве, так и при их эксплуатации, реконструкции и модернизации;

• создание экономического механизма, стимулирующего процесс энергоресурсосбережения;

• совершенствование систем тарифов, стандартизации, сертификации и метрологии, направленных на энергоресурсосбережение;

• внедрение приборного учета и регулирования потребления тепла и воды, организация взаиморасчетов за потребление ресурсов по показаниям приборов.