Японский стиль

Первыми проектировщиками японских садов были осевшие в Японии корейцы. Позже на Японию огромное культурное влияние стал оказывать Китай. Природные особенности Японии благоприятны для произрастания широкого видового разнообразия растительности. Контрастный горный рельеф образует пейзажи достойные для воспроизведения в миниатюре. Японцы эмоционально воспринимают окружающую действительность. Утонченное эстетическое восприятие природы утвердило определенные национальные традиции – любование первым снегом, осенним кленом, цветущей сакурой и породило удивительную лаконичность, многоплановость и символизм японских садов.

Философская основа японского сада – иллюзорность физического мира. Здесь образ природы - иллюзия, воспринимаемая интуитивно. Если китайская традиция заключалась в доведении до совершенства выбранного ландшафта, то японская стремилась постичь скрытый смысл природы, увидеть за гранью видимого. Все совершенное представлялось изящной простотой. В период расцвета дзэн-буддизма (14-16 в.) были созданы самые знаменитые сады Киото: Кинкакудзи, Гинкакудзи, Дайтокудзи и др.

Ранние японские сады находились под сильным китайским влиянием и отличались большими размерами, богатством растительности и наличием водоема с причудливой береговой линией. С 14 в. культурный ландшафт стал восприниматься как своеобразная живопись природных форм и представлял собой миниатюрный идеальный ландшафт. В 16-17 вв. сады стали объединять в себе несколько идеальных пейзажей в миниатюре. В основном создаются 2 типа садов – холмистые и плоские. Они также отличаются по функциональным особенностям. Отдельно стоит рассмотреть абстрактные философские сады. В них почти отсутствует растительность и они скорее напоминают абстрактную живопись. (Сад Реандзи, 10*20 м., один камень из 15 всегда остается скрытым). Свободное пространство создает ощущение бесконечности мира и помогает отрешиться от мыслей.

Сады пейзажного типа также бывают плоскими и холмистыми. Холмистый сад содержит холм земли (невероятную для японцев роскошь), дополненный прудом или потоком. Самый знаменитый, уже упомянутый сад при Золотом храме Кинкакудзи или сад мхов храма Сайходзи (середина 17 в.). Плоский сад пейзажного типа имеет небольшую площадь. С внешней стороны он отделен изгородью, с внутренней – деревянной террасой дома. Для его создания используют хвойные и широколиственные деревья, валуны, галька, водоемы, источники, каменные фонари, скамьи. Частью сада является фоновый пейзаж. Для визуального увеличения площади используют закон обратной перспективы – на передний план помещают крупные объекты, на задний - мелкие, с нечеткими очертаниями.

Сады при чайных домиках состоят из внутренней и внешней части. Медленное движение по внешней части настраивает посетителя на чайную церемонию, философский смысл которой – постижение красоты. Обязательные детали сада при чайных домиках – светильник и чаша для омовения рук. Главная цель сада – показать красоту изменяющейся природы, поэтому сад имеет выраженную сезонность. Внутренняя часть сада, которая открывается с террасы очень лаконична и содержит элементы пейзажного и сухого ландшафта.

Камни, растения и вода являются главными составляющими. Их распределение в пространстве подчиняется определенным законам – линии, соединяющие 2 элемента не должны быть параллельными, два элемента не должны быть одинакового размера. Создание сада начинается с подбора соответствующих камней, которые располагались в саду группами из 5 – 3 штук. Основной принцип – сбалансированность. Выбираются 3 основных камня – центральный , и 2 подчиненных. Они должны образовать неправильный треугольник. Если группу хотят усложнить, ее дополняют камнями, пользуясь критериями декоративности и правилом сильной руки – слева - направо, именно так скользит взгляд по картине. Камни и малые архитектурные формы также намеренно «состаривались».

Японская традиция ландшафтного проектирования основывалась на учении о контрастах, на учении о 12 типах пейзажей и выделяла 138 типов камней. Наибольшей популярностью пользовались андезит, гранит, базальт, сланцы. Практически отсутствовали окатанные формы, вследствие вулканического происхождения Японских островов.

Вода присутствует в японском саду в самых разнообразных формах – от водопада, до стука дождевых капель о листья. Водоемы часто оформлялись в форме иероглифа «сердце» и имели несколько островов. Мостики проектировались из дерева, камня, глины. Выделялись 10 типов водопадов – вода падает широким потоком, разделяется на несколько потоков, имеет боковые потоки, течет тонкими струями. Был изучен и акустический эффект. Символизм Японского искусства привел к возникновению «Сухого пейзажа» - «водные потоки» из уложенной гальки, «волны» из песка, каменные водопады.

 

Дорожки в японском саду представляют собой плавные кривые, которые задают ритм движения по саду и определяют видовые точки обзора (камни интересной формы намеренно располагают около дорожки – он обращает внимание на себя, а затем взгляд падает и на окружающий пейзаж.) Такое проектирование дорожек наполняет небольшой сад дополнительным объемом, создавая за каждым поворотом эффект новизны. Тропинки и дорожки имеют мощение. Это либо камень, либо черепица. Применяется техника «следы монаха» - плоские камни, расположенные на некотором расстоянии друг от друга среди зелени. В этой же техники создаются и водные дорожки «клади». Размеры камней и узор задают ритм движения по саду, а места развилок отмечают более крупные камни.

Японский сад состоит из деревьев хвойных и широколиственных пород. Предпочтение отдается соснам – (густоцветковая, лучистая, Веймутова, горная). Применяются ели, пихты, кипарисы, можжевельники. Лиственные представлены кленом, каштаном, азалией, камелией, персиком, вишней, сливой, мандарином, спиреей, софорой, ивой, дубом. Растения также являются определенными символами. Бамбук – символ благородства и утонченности. Цветение слив - духовную красоту. Цвет вишен – красоту чувственную. Лотос символизирует чистоту. Хризантема, слива, орхидея и бамбук образуют «четверку благородных» растительного мира. Хвойные растения символизируют верность и долголетие. Эти деревья считаются священными и окружают монастыри и храмы.

При планировке сада учитывалась также ландшафтная принадлежность растений – например, горные растения не высаживались около водоема. Традиционна была и стрижка деревьев и кустарников – это позволяло сохранять композицию неизменной. Статичность формы компенсировала динамика цвета, наблюдаемая в смене цветовых акцентов. Общая цветовая гамма сада была мягкой – преобладали зеленые и серые тона.