Стиль рококо

Классицизм

Эпоха классицизма началась со второй половины 17 в. и достигла своего рассвета к середине 18 в. во Франции. Равнины Франции, покрытые широколиственными лесами, хорошие почвы, мягкий климат создали иные предпосылки для развития садово-паркового искусства. Кроме того, сад теперь должен был нести государственно-репрезентативную функцию – быть ареной дипломатических приемов, государственных праздников. Пространственно-планировочная композиция сада должна была отражать грандиозность и величие (Версаль, Тюильри, Сен-Клу). На первый план выходит зрительное восприятие пространства - оно должно казаться огромным. Для этого использовались специальные эффекты.

На смену камерным живым изгородям барокко пришли невидимые фортифицированные ограды «ах-ах» (ров с заграждениями внутри или наполненный водой). Таким образом, сад зрительно объединялся с окружающим ландшафтом. Система широких и длинных аллей также усиливала этот эффект. Центральная аллея , выделяясь размерами и оформлениям, как бы создавала ось симметрии для дворцово-паркового ансамбля. Аллеи не заканчиваются интересными объектами обзора, как это было в барокко, но открывают виды на далекие перспективы. Впервые используется радиально-лучевая планировка аллей. Они пересекаются на круглых парковых площадках. Дворец являлся центром парковой композиции, возвышался над парком на трех террасах и должен был быть виден отовсюду. По мере удаления от дворца постепенно изменялся архитектурно-пространственный тип парка (подобно римским садам использовался принцип зонирования территории).

В непосредственной близости от дворца (1-я зона) преобладало мощение больших площадок, скульптура, малые архитектурные формы, балюстрада, сложные водные и цветочные партеры – искусственное преобладает над естественным.

Далее, во 2-й зоне, пространственные элементы композиций укрупняются, роль архитектуры снижается. На первом плане появляются широкие каналы, протяженные аллеи, большие зеленые массивы - кенконсы (участок геометрической формы с насаждениями, высаженными в шахматном порядке с сохранением диагональной видимости. Стволы деревьев в кенконсе остаются открытыми) и боскеты (участок геометрической формы с насаждениями, плотно огороженный стриженой живой изгородью из деревьев или кустарников). В боскете могли размещаться фонтан, бассейн, плодовый сад или зеленый театр. 3-я зона представляет собой лесопарковую часть, наименее измененную. Она визуально объединяется с естественным природным ландшафтом.

Огромные территории, занимаемые парками французского классицизма затрудняли поддержание в течение всего года отличного качества растительной компоненты. Поэтому основной упор делался на применение декоративных газонов, а цветочные композиции присутствовали только в партере. Традиции барокко продолжает «зеленая архитектура и скульптура».

Вечнозеленая растительность образует топиарные формы. Используются ампельные растения.

 

В начале 18 в. мечта о гармоничном сосуществовании человека в естественной среде обитания стала основной темой искусства. Для стиля рококо характерна идеализация «сельской» жизни, пасторальные настроения. (парк Сан-Суси, Потсдам). Общее планировочное решение становится пейзажным, но продолжают сохраняться регулярные элементы, которые становятся чрезмерно усложненными. Кроме того, привносятся экзотические мотивы – «китайские», «турецкие элементы». Создаются садовые декорации для пасторалей. Наблюдается взаимопроникновение интерьеров и ландшафта. Предпочтение отдается иллюзорности происходящего. Опять входят в моду лабиринты, но, в отличие от монастырских, они имеют развлекательное а не символическое значение. Разрабатывается садовый этикет.

Ландшафтные элементы

Характерно причудливое смешение элементов. Павильоны, стилизованные под китайские чайные домики окружают цветники, газоны, топиарные формы, живые изгороди, скульптура. В ландшафты включаются оптические фокусы: перспективные картины на стенах строений или на холстах в конце аллей, разборные конструкции - эфемериды.