Информационные системы и их функционирование Информационная деятельность человека

Понятие информации ее виды и свойства; общая характеристика процессов обработки информации

ЛЕКЦИЯ 1. Информация и информационные процессы

Общение.

· Понятие и виды

· Типы общения

· Структура общения

Общение – это связь между людьми, в результате которой происходит влияние одного человека на другого. Так же это взаимодействие людей друг с другом, которое включает в себя обмен информации и оказание воздействия друг на друга. Это одна из универсальных форм активности личности, проявляющаяся в установлении и развитии контакта, формирование межличностных отношений и порождаемое потребностями совместной деятельности.

Виды общения:

Прямое (непосредственное)

Ролевое

Межличностное

 

P.S. Ребят, ну это издевательство какое-то… До 5 часов утра (кстати ровно о_О) сидеть и переписывать эти лекции… L

Лет 20-30 назад было очень легко определить, что такое информация. Информацией являлись сведения, передаваемые между людьми, однако в последние годы под информацией стали понимать нечто значительно большее. Чтобы ответить на вопрос: “Что такое информация”, нужно обратить внимание на взаимосвязь пары объектов источника и потребителя информации. Источниками информации являются природные объекты, научные эксперименты, машины, аппараты, технологические процессы. Велик также перечень объектов, являющихся потребителями информации: люди, животные, растения, различного рода приборы и аппараты. Поэтому сегодня информацией называют совокупность сведений о всевозможных объектах, явлениях, процессах.

Разнообразие источников и потребителей информации привело к существованию различных форм ее представления: символьной, текстовой и графической.

Символьная форма, основанная на использовании символов букв, цифр, знаков и т.д., является наиболее простой, но она практически применяется только для передачи несложных сигналов различных событиях.

Более сложной является текстовая форма представления информации. Здесь так же, как и в предыдущей форме, используются символы: буквы, цифры, математические знаки. Однако информация заложена не только в этих символах, но и в их сочетании, порядке следования.

Однако самой емкой и сложной является графическая форма представления информации. К этой форме относятся: чертежи, схе-мы, рисунки, имеющие большое значение в нашей жизни.

Понятие информация является одним из фундаментальных в современной науке вообще и базовым для изучаемой нами информатики. Ин формацию наряду с веществом и энергией рассматривают в качестве важнейшей сущности мира, в котором мы живем. Однако чрезвычайно сложно формально определить понятие «информация. Информация передается в виде сообщений, определяющих форму и представление передаваемой информации. Сообщение от источника к получателю передается посредством какой-нибудь среды, являющейся в таком случае «каналом связи». Развитие теории информации связано с быстрым развитием техники связи. В 1933 году Котельников сформулировал теорему о дискретном представлении сигналов, что позволило оценить пропускную способность канала связи : если непрерывная функция f(t)удовлетворяет условиям Дирихле (ограничена, кусочно-непрерывная, имеет конечное число экстремумов) и ее спектр ограничен некоторой частотой f c , то она полностью определяется последовательностью своих значений в точках, отстающих на расстоянии 1/ 2 f c друг от друга. Пропускная способность канала С определяется по теореме Котельникова: C f c 2 , где f c задается техническими характеристиками линии связи.Человеку свойственно субъективное восприятие информации через некоторый набор ее свойств: важность, достоверность, своевременность, доступность и т.д. Одно и тоже сообщение для различных пользователей может нести различную информацию. Использование терминов «больше ин формации» или «меньше информации» подразумевает возможность ее измерения. При субъективном восприятии измерение информации возможно лишь в виде установления некоторой порядковой шкалы для ее оценки, да и то субъективной. Такое становится невозможным при введении объективных характеристик, их которых важнейшей является количество.

Чтобы сообщение было передано от источника к получателю, необходима некоторая материальная субстанция – носитель информации. Сообщение, передаваемое с помощью носителя, назовем сигналом. В общем случае сигнал - это изменяющийся во времени физический процесс. Такой процесс может содержать различные характеристики. Та из характеристик, которая используется для представления сообщений, называется параметром сигнала. В случае, когда параметр сигнала принимает последовательное во времени конечное число значений, сигнал называется дискретным, а сообщение, передаваемое с помощью таких сигналов – дискретным сообщением. Информация, передаваемая источником, в этом случае называется дискретной или цифровой. Если же источник вырабатывает непрерывное сообщение (соответственно параметр сигнала – непрерывная функция от времени), соответствующая информация называется непрерывной или аналоговой. Непрерывное сообщение может быть представлено непрерывной функцией, заданной на некотором отрезке. Непрерывное сообщение можно преобразовать в дискретное. Такая процедура называется дискретизацией. Для этого из бесконечного множества значений параметра сигнала выбирается их определенное количество, которое может характеризовать остальные значения. Таким образом, любое сообщение может быть представлено как последовательностью знаков некоторого алфавита. Возможность дискретизации непрерывного сигнала с любой желаемой точностью принципиально важна с точки зрения информатики. Компьютер – цифровая машина, т.е. внутреннее представление информации в нем дискретно. Дискретизация входной информации позволяет сделать ее пригодной для компьютерной обработки. Существуют и другие вычислительные машины – аналоговые ВМ. Они используются обычно для решения задач специального характера. Эти АВМ не нуждаются в дискретизации входной информации, так как ее внутреннее представление у них непрерывно. В этом случае все наоборот – если входная информация дискретна, то ее «перед употреблением» необходимо преобразовать в непрерывную.

Существование множества определений информации обусловлено сложностью, специфичностью и многообразием подходов к толкованию сущности этого понятия. Выделим три наиболее распространенные концепции информации, каждая из которых по-своему объясняет ее сущность.

Первая концепция (концепция К.Шеннона), отражая количественно-информационный подход, определяет информацию как меру неопределенности (энтропию) события. Количество информации зависит от вероятности ее получения: чем более вероятным является сообщение, тем меньше информации содержится в нем. Этот подход, хотя и не учитывает смысловую сторону информации, оказался весьма полезным в технике связи и вычислительной технике, послужил основой для измерения информации и оптимального кодирования сообщений. Кроме того, он удобен для иллюстрации такого важного свойства информации, как новизна, неожиданность сообщений. При таком понимании информация - это снятая неоп-ределенность, или результат выбора из набора возможных альтернатив.

Вторая концепция рассматривает информацию как атрибут материи. Ее появление связано с развитием кибернетики и основано на утверждении, что информацию содержат любые сообщения, воспринимаемые человеком или приборами. Наиболее ярко эта концепция информации выражена академиком В. М. Глушковым: "информацию несут не только испещренные буквами листы книги или человеческая речь, но и солнечный свет, складки горного хребта, шум водопада, шелест травы". Иными словами, информация как свойство материи создает представление о ее природе и структуре, упорядоченности, разнообразии и т.д., она не может существовать вне материи, а значит, она существовала и будет сущест-вовать вечно, ее можно накапливать хранить перерабатывать.

Третья концепция основана на логико-семантическом (изучение текста с точки зрения смысла) подходе, при котором информация трактуется как знание, причем не любое знание, а та его часть, которая используется для ориентировки, для активного действия, для управления и самоуправления. Иными словами, информация - это действующая, полезная часть знаний. В.Г. Афанасьев дает определение социальной информации: "Информация, циркулирующая в обществе, используемая в управлении социальными процессами, является социальной информацией. Социальная информация - многоуровневое знание. Она характеризует: общественные процессы в целом - экономические, политические, социальные, демографические, культурно-духовные и т.д.; конкретные процессы, происходящие в различных ячейках общества, на предприятиях, в кооперативах, семьях и т.д.; интересы и стремления различных социальных групп - рабочего класса, молодежи, пенсионеров, женщин и др.

В самом общем смысле под социальной информацией понимают знания, сообщения, сведения о социальной форме движения материи и обо всех других ее формах в той мере, в какой они используются обществом, вовлечены в орбиту общественной жизни. Другими словами, информация есть содержание логического мышления, которое, воспринимаясь с помощью слышимого или видимого слова, может быть использована людьми в их деятельности.

Итак, рассмотренные подходы в определенной мере дополняют друг друга, освещают различные стороны сущности понятия информации и облегчают тем самым систематизацию ее основных свойств. Из множества определений информации наиболее целесообразным представляется следующее: информация - это сведения, снимающие неопределенность об окружающем мире, которые являются объектом хранения, преобразования, передачи и использования. Сведения - это знания, выраженные в сигналах, сообщениях, известиях, уведомлениях и т.д.

Особенность информации в том, что, будучи материальным явлением, она не является ни материей, ни энергией. В кибернетическом смысле информация - это отражение одного объекта в другом, используемое для формирования управленческих воздействий. Использование информации в управлении и самоуправлении опирается на наличие связи между объектами системы, источниками информации и ее получателями. При этом сила и целенаправленность влияния информации на получателя зависит от степени соответствия характеристик информации - синтаксических, семантических, прагматических - возможностям и потребностям получателя. Структура сообщений, их смысл и практическая ценность всегда ориентированны на определенного получателя.

Обмен информацией совершается не вообще между любыми объектами, а только между теми из них, которые представляют собой систему, обладающую каким-то минимум организованности.

Все многообразие окружающей нас информации можно сгруппировать по различным признакам:

1 - по признаку "область возникновения" информация, отражающая процессы, явления неодушевленной природы называется элементарной или механической, процессы животного и растительного мира - биологической, человеческого общества - социальной.

2 - различают виды информации по способу передачи и восприятия. Информацию, передаваемую видимыми образами и символами, называют визуальной, звуками - аудиальной, ощущениями - тактильной, запахами и вкусами - органолептической, информацию, выдаваемую и воспринимаемую средствами вычислительной техники, - машинной.

3 - информацию, создаваемую и используемую человеком, по общественному назначению можно разбить на три вида. Личная информация предназначается для конкретного человека, массовая - предназначается для любого желающего ее пользоваться, специальная - предназначена для использования узким кругом лиц занимающихся решением сложных специальных задач в области науки, техники, экономики.

Переходя к рассмотрению свойств информации необходимо отметить, что информация выступает как свойство объектов и явлений (процессов) порождать многообразие состояний, которые посредством отражения передаются от одного объекта к другому и запечатляются в его структуре (возможно, в измененном виде).

Свойства информации можно рассматривать в трех аспектах: техническом - точность, надежность, скорость передачи сигналов и т.д.; семантическом - передача смысла текста с помощью кодов; прагматическом - насколько эффективно информация влияет на поведение объекта.

Целевая функция информации (ее прагматический аспект) характеризуется способностью влиять на процессы управления, на поведение людей, соответствующее целям управления. В этом и состоит полезность или ценность информации. В определенных случаях ценность информации становится отрицательной, полезность сменяется вредностью, а сама информация становится дезинформацией. Ее источником служат субъективные факторы (мнения, взгляды, оценки), а также преднамеренные искажения информации с какой-либо целью. В определении практической ценности информации нет каких-либо точных количественных параметров, поскольку ценность зависит от полезности информации для множества конкретных людей, ее получателей и пользователей. Ценность информации принято определять величиной тех потерь, которые эта информация предотвращает, или величиной затрат на добывание этой информации.

Информация охватывает все сферы, все отрасли общественной жизни, прочно входит в жизнь каждого человека, воздействует на его образ мышления и поведение. Она обслуживает общение людей, социальных групп, классов, наций и государств, помогает людям овладеть научным мировоззрением, разбираться в многообразных явлениях и процессах общественной жизни, повышать уровень своей культуры и образованности, усваивать и соблюдать законы и нравственные принципы. Огромную, ничем незаменимую роль выполнят информация в управленческой деятельности. Без информации не может быть и речи о любом виде управления, о целенаправленной деятельности взаимосвязанных объектов и систем.

В настоящее время разнообразная по своему значению информация, зафиксированная на специальных носителях, стала национальным богатством нового типа - информационным ресурсом государства. Являясь предметом купли-продажи во все времена, информация имеет свои специфические особенности: при обмене информацией ее количество увеличивается. Общение людей, информирование друг друга приводит к их сближению, повышению ин-теллектуального потенциала. У информационных ресурсов есть еще уникальное свойство - они не убывают от интенсивного использования. Более того, в процессе применения они постоянно развиваются и совершенствуются, избавляясь от ошибок и уточняя свои параметры.

Под системой понимают любой объект, который одновременно рассматривается и как единое целое, и как объединенная в интере-сах достижения поставленных целей совокупность разнородных элементов. Системы значительно отличаются между собой как по составу, так и по главным целям.

В информатике понятие "система" широко распространено и имеет множество смысловых значений. Чаще всего оно использу-ется применительно к набору технических средств и программ. Системой может называться аппаратная часть компьютера. Систе-мой может также считаться множество программ для решения кон-кретных прикладных задач, дополненных процедурами ведения до-кументации и управления расчетами.

Добавление к понятию "система" слова "информационная" от-ражает цель ее создания и функционирования. Информационные системы обеспечивают сбор, хранение, обработку, поиск, выдачу информации, необходимой в процессе принятия решений задач из любой области. Они помогают анализировать проблемы и создавать новые продукты.

Информационная система — это взаимосвязанная совокуп-ность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения постав-ленной цели.

Современное понимание информационной системы предпола-гает использование в качестве основного технического средства пе-реработки информации персонального компьютера. Техническое воплощение информационной системы само по себе ничего не бу-дет значить, если не учтена роль человека, для которого предназна-чена производимая информация и без которого невозможно ее по-лучение и представление.

Под организацией будем понимать сообщество людей, объеди-ненных общими целями и использующих общие материальные и финансовые средства для производства материальных и информа-ционных продуктов и услуг. Необходимо понимать разницу между компьютерами и информационными системами. Компьютеры, оснащенные специализированными программными средствами, явля-ются технической базой и инструментом для информационных систем. Информационная система немыслима без персонала, взаи-модействующего с компьютерами и телекоммуникациями.

История развития информационных систем и цели их исполь-зования на разных периодах: Первые информационные системы появились в 50-х гг. В эти годы они были предназначены для обработки счетов и расчета зарплаты, а реализовывались на электромеханических бухгалтерских счетных машинах. Это приводило к некоторому сокраще-нию затрат и времени на подготовку бумажных документов. 60-е гг. знаменуются изменением отношения к информаци-онным системам. Информация, полученная из них, стала приме-няться для периодической отчетности по многим параметрам. Для этого организациям требовалось компьютерное оборудова-ние широкого назначения, способное обслуживать множество функций, а не только обрабатывать счета и считать зарплату, как было ранее. В 70-х — начале 80-х гг. информационные системы начи-нают широко использоваться в качестве средства управленческо-го контроля, поддерживающего и ускоряющего процесс приня-тия решений. К концу 80-х гг. концепция использования информационных систем вновь изменяется. Они становятся стратегическим источ-ником информации и используются на всех уровнях организации любого профиля. Информационные системы этого периода, пре-доставляя вовремя нужную информацию, помогают организации достичь успеха в своей деятельности, создавать новые товары и услуги, находить новые рынки сбыта, обеспечивать себе достой-ных партнеров, организовывать выпуск продукции по низкой це-не и многое другое.

Процессы, обеспечивающие работу информационной системы любого назначения, условно можно представить в виде схемы, со-стоящей из блоков:

• ввод информации из внешних или внутренних источников;

• обработка входной информации и представление ее в удобном виде;

• вывод информации для представления потребителям или пере-дачи в другую систему;

• обратная связь — это информация, переработанная людьми данной организации для коррекции входной информации.

Информационная система определяется следующими свойствами:

• любая информационная система может быть подвергнута ана-лизу, построена и управляема на основе общих принципов построе-ния систем;

• информационная система является динамичной и развиваю-щейся;

• при построении информационной системы необходимо исполь-зовать системный подход;

• выходной продукцией информационной системы является ин-формация, на основе которой принимаются решения;

• информационную систему следует воспринимать как человеко-компьютерную систему обработки информации.

В настоящее время сложилось мнение об информационной сис-теме как о системе, реализованной с помощью компьютерной тех-ники. Хотя в общем случае информационную систему можно пони-мать и в некомпьютерном варианте.

Чтобы разобраться в работе информационной системы, необхо-димо понять суть проблем, которые она решает, а также организа-ционные процессы, в которые она включена.

Технология работы в компьютерной информационной системе доступна для применения специалистом некомпьютерной области и может быть успешно использована для ускорения процессов профессиональной деятельности и управления ими.

Внедрение информационных систем может способствовать:

• получению более рациональных вариантов решения управлен-ческих задач внедрения математических методов и интеллектуаль-ных систем и т.д.;

• освобождению работников от рутинной работы за счет ее авто-матизации;

• обеспечению достоверности информации;

• замене бумажных носителей данных на магнитные диски или ленты, что при более рациональной организации переработки ин-формации на компьютере и уменьшению объемов документов на бумаге;

• совершенствованию структуры потоков информации и системы документооборота в фирме;

• уменьшению затрат на производство продуктов и услуг;

• предоставлению потребителям уникальных услуг;

• отысканию новых рыночных ниш;

• привязке к фирме покупателей и поставщиков за счет предос-тавления им различных скидок и услуг.

В процессе развития автоматизированных информационно-поисковых систем сформировались три вида информационного обслуживания – документальное, фактографическое и концептогра-фическое. Каждому из этих видов соответствует своя информационная система, представляющая собой подсистему общей информационной системы общества.

Документальная система, в течение уже многих веков обеспечивала информационное обслуживание общества в целом и различных его институтов, в том числе науки и техники. Сущность документального обслуживания заключается в том, что информационные потребности членов общества удовлетворяются путем предоставле-ния им первичных документов, необходимые сведения из которых потребители извлекают сами. Обычно грамотное документальное обслуживание осуществляется в два этапа: 1) библиографический – сначала потребителю предоставляется некоторая совокупность ре-левантных (релевантность - смысловое соответствие содержания документа информационному запросу) его запросу вторичных до-кументов, 2) библиотечное обслуживание – затем, после отбора по-

требителем из этой совокупности определенного числа уже перти-нентных (пертинентность - соответствие содержания документа информационной потребности конкретного специалиста) докумен-тов, ему предоставляют сами документы. Таким образом, потреб-ность в информации при документальном обслуживании удовле-творяется опосредованно, через первичный документ.

Фактографическое обслуживание предполагает удовлетворение информационных потребностей непосредственно, т.е. путем пред-ставления потребителям самих сведений (отдельных данных, фак-тов, концепций). Эти сведения, также релевантные запросам потре-бителей, предварительно извлекаются информационными работни-ками из первичных документов и после определенной их обработки (оформления) представляются потребителям.

Если в случае документального и фактографического обслужи-вания потребителю информации предоставляются документы или сведения, извлеченные из информационного потока, так сказать, в "натуральном" виде, то при концептографическом обслуживании все это (документы и сведения) подвергаются интерпретации, оценке, обобщению со стороны информационного работника. В ре-зультате такой интерпретации формулируется так называемая си-туативная информация, содержащая в себе оценку рассматривае-мых сведений, тенденций и перспективы развития отдельных науч-ных и технических направлений, рекомендаций и пр. По этой при-чине под концептографическим обслуживанием можно также по-нимать формулирование и доведения до потребителей ситуативной информации, не содержащейся в явном виде в анализируемых ис-точниках, а полученной в результате концептографического и ин-формационно-логического анализа некоторой совокупности сооб-щений. Другими словами, в случае концептографического обслужи-вания потребителю представляются не только сведения о документе или сами сведения из документа, но и некоторая дополнительная информация, привнесенная информационным работником в процес-се их интерпретации.