Базовое программное обеспечение

Классификация программного обеспечения

Программное обеспечение компьютера

 

Программным обеспечением (ПО) называется комплекс программ, описаний и инструкций, позволяющих автоматизировать отладку программ и решение задач на ЭВМ

В зависимости от назначения программное обеспечение ПК делится на две большие группы: базовое и прикладное.

 

Базовое программное обеспечение включает ком­плекс программ, обеспечивающих управление ресурса­ми вычислительной системы, подготовку программ и техническое обслуживание компьютера и делится на четыре группы:

- операционная система (ОС) и ее окружение:

- системы программирования;

- средства контроля и диагностики;

- средства телекоммуникации и сетевой поддержки.

Основными компонентами ОС являются управляющие программы, программы интерпретаторы, файловая система, утилиты.

Управляющая программа планирует ресурсы ПК, обеспечивает взаимодействие его с внешней средой, оперативно контролирует исправность технических средств и организует восстановление процессов обработки данных после появления неисправности.

Интерпретаторы обеспечивают диалог пользователей с системой, воспринимают и расшифровывают (интерпретируют) его команды, обеспечивают их выполнение.

Файловая система представляет совокупность средств ОС, обеспечивающих выполнение операции поиска и ввода/вывода данных, создания, копирования, удаления, переименования файлов, обработку прерываний.

Утилиты - специальные сервисные программы, расширяющие возможности ОС или облегчающие использование ее команд с помощью программных оболочек. Примерами таких программ являются нортоновские утилиты, программы Norton Commander, Volkov Commander, CHKDSK и другие.

Системы программирования образуют языки программирования, трансляторы, компиляторы, интерпре­таторы программ, представленных на этих языках, соответствующая программная документация, а также вспомогательные средства для подготовки программ к выполнению.

Средства контроля и диагностики предназначены для обеспечения процедур контроля и диагностики неисправностей, проверки и восстановления работоспособности системы. После включения ПК обычно сразу же запускается программа проверки состояния внешних устройств, оперативной памяти и микропроцессора. В случае обнаружения неисправности на экран видеомонитора выдается сообщение о характере обнаруженной неисправности, рекомендации по дальнейшей работе. Вместе с компьютером поставляется обычно на дискетах программа диагностики компьютера и соответствующее руководство.

Средства телекоммуникации и сетевой поддержки обеспечивают возможность передачи данных между компьютерами, объединение их в локальные или глобальные вычислительные сети.