Фома Аквинский

Разница между Аврелием и Аквинским – познание Бога умом и чувством.

Главная идея – бога можно понять рационально, доказать, что он есть.

-Схоластика

Политические высказывания: классификация законов

- высшие

1. вечный закон (божий замысел, человек не может его познать в силу несовершенства, но он действует (по Аквинскому Бог наделил человека частичкой разума). Часть божественного замысла человек не может познать, часть вечного разума вечного закона.

2. естественный закон

3. Бог дал человеку ориентир – Библию.

Признается незыблемость Библии.

3. Светское позитивное право. Оно должно соответствовать Библии. Право толковать Библию имел право только священник. Если единственным правом толкования обладают священники, то существует приоритет церкви над светской властью.

Он выступает за патриархальную власть. Человек – это животное общинное и политическое.

Жан Баден (продолжение Фомы Аквинского)

Первый, кто рассуждал о государстве в современности

6 книг о республике – основной труд (период Возрождения)- он обосновывает государство.

Республика – синоним государства.

Он – сторонник Аристотеля.

Первая форма человеческого общения - семья.

Семья- прообраз государства, потому что в семье власть главы семьи транслируется на уровень государства и глава государства уподобляется главе семьи.

Главный признак государства - суверенитет- абсолютная постоянная власть, величие, которое позволяет повелевать.

Признаки суверенитета:

1. Издавать общеобязательные правила поведения

2. Решать вопросы войны и мира (внешнюю политику)

3. Назначать и смещать всех чиновников в государстве

4. Быть высшим судьей

5. Право помилования

Баден был против разделения властей. Он рассматривал разделение властей как потерю суверенитета. Власть должна сосредоточиться в руках одного человека, только тогда государство будет суверенным. Этот суверенитет принадлежит ему как вещь принадлежит собственнику, поэтому правитель может распоряжаться своим суверенитетом.

Фактически с помощью суверенитета он обосновал идею абсолютной монархии. Баден не отрицает божественный закон, он есть сам по себе.