Выразительные признаки характера

Формирование и акцентуации характера

Формирование характера начинается с детства и во многом зависит от того микромира, с которым ребенок вступает во взаимодействие. Решающее значение для фор­мирования положительных черт характера имеет система постоянного усложнения требований со стороны взрослых. Важным моментом является объективность оценки по­ступков людей. Кроме того, с возрастом все большую роль играет процесс самовоспитания. Но самовоспитание обус­ловлено соответствующей мотивацией: человек, прежде всего, должен осознать потребность самовоспитания.

Характер не только формируется в деятельности и об­щении, но и, со своей стороны, обусловливает как осуще­ствление разных видов деятельности, так и процессы общения. Эти влияния становятся особенно резко выражен­ными в результате проявления различных акцентуаций.

Акцентуация характера — это чрезмерное усиление отдельных черт характера, проявляющееся в избиратель­ном отношении личности к определенного рода психоло­гическим воздействиям при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. Различные комбинации чрезмер­но усиленных черт определяют различные типы акценту­ации характера. Знание этих типов и умение их осознать, диагностировать позволяет сделать воспитательные воз­действия более адекватными, целенаправленными и эф­фективными.

Акцентуации характера могут проявляться с раннего детства, но, как правило, их проявления усиливаются в подростковом возрасте. Затем обычно наблюдается их сглаживание, однако характер многих взрослых несет на себе печать акцентуаций.

Сознательные и преднамеренные действия и поступки . позволяют судить о том, что представляет собой человек. Особенности речи: громкая или тихая, быстрый или замед­ленный темп, многословие или замкнутость, эмоцио­нальность или сухость — выражают определенные свой­ства характера. Внешний облик: улыбающееся или хмурое лицо, выражение глаз, походка — также характеризует че­ловека.

Определение характера по всем этим признакам — дело сложное, так как у некоторых людей внутреннее содержа­ние характера замаскировано внешней игрой. Чтобы изу­чить характер, необходимы длительные наблюдения за человеком в различных жизненных ситуациях.

В истории науки известны попытки объяснения характе­ра различных людей в зависимости от строения и очертания их лица (физиономика), от формы кисти рук и складок кожи ладоней (хиромантия), от цвета глаз и волос и т. д.