Оценочная шкала. Основные критерии оценки знаний

 

Оцениваниевыступает как процесс проверки, а оценка — как результат проверки и проявляется в оценочных суждениях. Оценка— это качественный показатель работы учащихся. Отметка— это условное обозначение, кодовые сигналы, памятные знаки (количественный показатель).

Система оценивания учебного труда учащихся должна учитывать как результативность всех видов учебной деятельности ученика и процессуальную сторону усвоения учебного материала, так и проявление индивидуальных качеств и личностных свойств. Применительно к учебно-познавательной деятельности оценить — значит определить степень выполнения (решения) учащимися задач, поставленных перед ними в процессе обучения на основании сопоставления реальных результатов с планируемыми целями, заданными требованиями образовательных стандартов и учебных программ. Таким образом, оценке подлежат как объем, системность и обобщенность усвоенных знаний, так и уровень развития специальных предметных, общеучебных и интеллектуальных навыков и умений, универсальных компетенций, включая индивидуальные образовательные параметры и личностные компоненты ведущих сфер человека, в совокупности отражающие и характеризующие достижения ученика в учебной деятельности.

В соответствии с постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 24. 05. 2002 № 21 «О введении десятибалльной системы оценки результатов учебной деятельности учащихся в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего и профессионально-технического образования» в 2002/03 учебном году в школах, гимназиях, лицеях и профессионально-технических училищах последовательно осуществлена апробация и внедрение десятибалльной системы оценки результатов учебной деятельности учащихся.

Расширение оценочной шкалы от 5 до 10 баллов обусловлено не только настоятельной необходимостью в объективном, гуманном и более точном оценивании учебных достижений учащихся, особенно в условиях разноуровневого обучения, но и в усилении стимулирующей функции оценки, учете индивидуальных и личностных качеств обучающихся.

Ведущими целямивведения 10-балльной системы оценивания являются:

1) повышение объективности оценки и качества учебно-познавательной деятельности учащихся и еерезультатов;

2) обеспечение социальной защищенности личности учащегося;

3) реализация интегративного подхода в оценке учебных достижений учащихся в единстве знаний, умений, навыков с учетом индивидуальных свойств личности (индивидуальности) и личностных качеств;

4) создание условий для стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся и достижения более высоких результатов на основе введения инвариантной оценочной шкалы, применимой к разноуровневому обучению;

5) обеспечение условий для формирования адекватной самооценки личности и реализации принципа социальной справедливости в оценивании учебных достижений учащихся и др.

Основными критериями оценки знаний являются их полнота, обобщенность и системность.

На основе обозначенных и других признаков выделяются ступени в овладении учебным материалом или уровни учебной деятельности (усвоения учебного материала).

Первый уровень — действия на узнавание, распознавание понятий (объекта), различение и установление подобия.

Второй уровень — действия по воспроизведению учебного материала (объекта изучения) на уровне памяти.

Третий уровень — действия по воспроизведению учебного материала (объекта изучения) на уровне понимания (осознанное воспроизведение), описание и анализ действия с объектом изучения.

Четвертый уровень — действия по применению знаний в знакомой ситуации по образцу, выполнение действий с четко обозначенными правилами, применение знаний на основе обобщенного алгоритма, а также для решения новой учебной задачи.

Пятый уровень — применение знаний (умений) в незнакомой ситуации, для решения нового круга задач, творческий перенос знаний (самостоятельное использование ранее усвоенных знаний в новой ситуации, для решения проблемы; видение проблемы и способов ее решения и т. п.).

Правильно организованный контроль способствует не только реализации контролирующей, обучающей, диагностической функций контроля, но и повышает интерес учащихся к учению, стимулирует их к проявлению познавательной активности как в процессе учебной работы в классе, так и в процессе самостоятельной домашней и внеклассной работы.

 

 

 

Раздел 3. Теоретические основы воспитания и самовоспитания