Урок как основная форма обучения. Типы уроков, их структурные элементы
Особенности и признаки классно-урочной системы обучения
Классно-урочная система обучения– высшая форма группового обучения. Я. А. Коменский, обобщив опыт передовых школ, обосновал целесообразность создания постоянных групп учащихся — классов. Вместе с тем он разработал признаки классно-урочной системы и ее принципы. В число признаков, характеризующих особенности классно-урочной системы, входят.
- постоянный состав учащихся примерно одного возраста и уровня подготовленности (класс);
- учебный процесс осуществляется в виде отдельных взаимосвязанных, следующих одна за другой частей (уроков);
- каждый урок посвящен только одному предмету;
- постоянное место и продолжительность занятий;
- стабильное расписание занятий.
Классно-урочная система обучения имеет свои преимущества:
- усвоение материала идет небольшими порциями, планомерно и последовательно;
- возможно чередование различных видов умственной и физической деятельности;
- облегчается планирование учебного предмета в масштабах страны;
- присутствует строгая организационная структура;
- экономия средств государства, поскольку один учитель работает одновременно с большой группой учащихся;
- создаются благоприятные предпосылки взаимообучения учащихся, коллективной познавательной деятельности;
- воспитывается чувство коллективизма, так как происходит сочетание работы всего класса и индивидуальной работы с отдельным учащимся.
Вместе с тем данная форма не лишена и серьезных недостатков, снижающих ее эффективность:
- необходимость оставления отстающих детей на повторный курс (в силу комплектования в класс учащихся одинаковых по уровню подготовки);
- ориентация на «среднего» ученика;
- невозможность для учащегося пройти программу быстрее, если это позволяют его умственные способности;
- затруднения в индивидуальном подходе к учащимся, так как работа ведется в общем темпе по усвоению одного материала.
При всех достоинствах и недостатках классно-урочной системы следует сказать, что попытки отказаться от нее и заменить другими формами оказались безуспешными. До сих пор в школе урок выступает основной формой организации обучения. Вместе с тем следует отметить, что, будучи одной из самых передовых, классно-урочная система содержит в себе и целый ряд недостатков, которые необходимо изжить. Об этом свидетельствуют многочисленные высказывания ученых, учителей-практиков, педагогов-новаторов. При этом указывается, что основная причина — недостаточная разработанность теории организационных форм обучения, особенно урока как основной формы организации учебного процесса в классно-урочной системе.
Подводя итог, приходим к основному выводу: классно-урочная форма обучения появилась не сразу, а прошла длительный путь, начиная от индивидуальной формы обучения. Не случайно она появилась в XVII веке. Это было обусловлено бурным развитием капиталистического способа производства в Европе.
В конце XVIII — начале XIX столетия с ростом капиталистического производства ощущалась потребность в массовом обучении. Шел поиск новых форм обучения, которые позволяли бы одному учителю учить большое количество людей. В результате возникли такие системы обучения, как Белл-Ланкастерская система обучения, Дальтон-план, бригадно-лабораторная система, план Трампа, Маннгеймская система, Батовская система и др.
Урок - это законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок (этап, звено, элемент) учебного процесса. Общие требования к современному уроку:
- построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса; использование новейших достижений науки, передового педагогического опыта;
- реализация на уроке в оптимальном отношении всех дидактических принципов и правил;
- обеспечение надлежащих условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их интересов, наклонностей и потребностей;
- установление осознаваемых учащимися межпредметных связей;
- связь с ранее изученными знаниями и сформированными умениями, опора на достигнутый уровень развития учащихся;
- мотивация и активизация развития всех сфер личности;
- логичность всех этапов учебно-воспитательной деятельности;
- эффективность использования педагогических средств;
- связь с жизнью, производственной деятельностью, личным опытом учащихся;
- формирование практически необходимых знаний, навыков, умений, рациональных приемов мышления и деятельности;
- формирование умения учиться, потребности постоянно пополнять объем знаний;
- тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого урока.
Каждый урок направлен на достижение триединой цели: обучать, воспитывать, развивать. С учетом этого общие требования к уроку концентрируются в обучающих (дидактических), воспитательных, развивающих целях (задачах).