Географическая площадка и занятия на ней

Географическая площадка - это место, отведённое для разных наблюдений и упражнений учащихся по географии и оборудованное необходимыми приборами. Величина площадки может быть разная. В. Г. Эрдели предлагает размеры в 21X21 м. Если не имеется такого участка, то можно разбить площадку и на меньшей территории.

Желательно географическую площадку устраивать на открытом месте, с которого можно было бы видеть горизонт и наблюдать за небесными светилами. Вместе с тем лучше географическую площадку оборудовать ближе к школе, чтобы не тратить много времени на переходы из класса на площадку и легче наблюдать за сохранностью площадки.

Характер оборудования определяется теми занятиями, какие на ней будут проводиться. Площадка начальной школы будет отличаться от площадки средней школы. Так, программа начальной школы ставит перед учителем задачу - развить у детей способность к глазомерному определению расстояний. Упражнения такого рода будут содействовать развитию пространственных представлений.

Для этого можно использовать забор, которым должна быть обнесена площадка. На одном участке забора яркой краской следует отметить расстояния: одного, пяти, десяти и т. д. метров и обозначить это цифрами. На противоположном участке забора можно нанести отметки расстояний: один, три, пять, восемь, десять, пятнадцать и т. д. метров, но не ставить цифр. Во время упражнений учитель, указывая на расстояние между двумя делениями на заборе, будет спрашивать, сколько здесь метров.

Эти упражнения продолжаются в туристических походах и на экскурсиях: детям показывается далеко стоящий по пути предмет - дерево, холм, камень, река и предлагается определить на глаз расстояние до них.

Отдельные ученики определяют расстояние сначала на глаз, а потом шагами измеряют его. Надо научить учеников пользоваться собственным шагом как единицей измерения. Рекомендуется считать двойными шагами.

Величина двойного шага у разных людей различна - у детей 11-12 лет он равен 100-120 см, у взрослого человека среднего роста - 1,5 м.

Каждый ученик должен определить величину своего обычного шага. Для этого нужно отмерить на земле 100 м и определить, сколько получится шагов в 100 м. Это упражнение следует повторить раза три и определить среднее количество шагов в 100 м. После нетрудно определить и величину своего шага в см.

Навык глазомерной оценки имеет большое практическое значение.

Для тренировки по глазомерному определению высоты нужно на географической площадке поставить столб. На столбе следует нанести деления: один, два, четыре, шесть, восемь, десять метров. Такой столб-высотомер и будет служить сравнительной меркой для глазомерного определения высоты любых других предметов: домов, деревьев, холмов, берегов и т. д. Необходимо как во время занятий на географической площадке, так и на экскурсиях проводить упражнения по глазомерному определению высоты встречающихся в пути предметов.

Желательно научить детей пользоваться вспомогательными приёмами определения высоты, а также пользования приборами: нивелиром, вертикальным угломером.

Перечисленные выше наблюдения следует проводить по возможности на географической площадке. Здесь будут находиться:

• Гномон с канавками с юга на север и с востока на запад, усыпанными песком разной окраски.

• Окружность, изображающая горизонт с шестом посредине и с колышками на окружности, которыми обозначены пункты восхода и захода солнца каждого месяца.

• Две рейки на полуденной линии. На большой рейке сделаны отметки высоты солнца в полдень в каждый месяц, если смотреть на солнце с уровня меньшей рейки.

• «Солнечные часы». На столбе прикрепляют доску в 40 X 40 см. На ней укрепляют металлический (из жести) или деревянный прямоугольный треугольник в таком положении, чтобы он стоял на катете, а гипотенуза его была направлена вдоль полуденной линии на Полярную звезду; наклон гипотенузы (т. е. острый угол при основании) должен быть равен широте данного места, например, в Москве 56°, в Ленинграде 60°, в Киеве 51°.

В полдень треугольник бросает от себя тонкую тень по направлению полуденной линии. В остальные часы до полудня и после полудня тень имеет форму треугольника, причём с утра к полудню она будет суживаться, а к вечеру - расширяться. Можно по точным часам разметить положение тени в разные часы местного времени и нанести часовую нумерацию. В результате доска будет служить циферблатом, по которому в ясные дни можно определять время'.

На географической площадке могут быть установлены все приборы, необходимые для метеорологических наблюдений: будка с термометрами, флюгер, дождемер, снегомерная рейка.

На географической площадке можно сосредоточить самодельные модели разных географических объектов. Сами учащиеся могут построить модели гидрографических объектов: озера, залива, пролива, реки посредством постройки соответствующих углублений и заполнения их водой. Песок может служить материалом для создания моделей рельефных форм: равнины, холма, горы, оврага. Особенно важны упражнения учащихся по созданию рельефных форм своей местности.

Приобретённые на экскурсии знания о рельефе, о гидрографии своей местности полезно закрепить моделированием и изображением их на рельефной карте. Конечно, упражнения по моделированию удобно проводить на географической площадке в тёплые дни. Зимой на ней нужно проводить наблюдения над солнцем, метеорологические наблюдения, снегомерные упражнения, моделирование из снега.

Моделирование же из песка и глины в зимнее время нужно проводить в географическом кабинете, а если его нет, то в классе или даже в коридоре.

Нет возможности перечислить все географические упражнения, демонстрации и опыты, какие можно проводить на географической площадке в процессе преподавания географии. В этом деле открывается неограниченное поле для изобретательской деятельности учителя и учеников.

Работа на географической площадке учеников может пробудить у них интерес к географии и сделает этот предмет мощным фактором всестороннего развития всех их умственных способностей, их образования и воспитания.

 

 

Список основной литературы,

использованной при составлении курса лекций:

Учебники:

1. Баранский Н.Н. Методика преподавания экономической географии. М.: Просвещение, 1990. - 303 с.

2. Душина И. В. Методика и технология обучения географии: Пособие для учителей и студентов пед. ин-тов и ун-тов/ И. В. Душина, В. Б. Пятунин, Е. А. Таможняя. - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство ACT», 2002. - 203 с. - (Высшая школа).

3. Даркин Р.М. Теория и методика обучения географии. Учебное пособие. Пензенский гос. ун-т, 2003г.

4. Даринский А.Б. Методика преподавания географии: Учебное пособие для географических специальностей пед. инс-в. – М.: Просвещение, 1975.- 368 с.

5. Методика обучения географии в средней школе: Пособие для учителя. / Под ред. И. С. Матрусова. – М.: Просвещение, 1985. - 256 c.

6. Фомин Н. Г. Методика преподавания географии в средней общеобразовательной школе: Учеб. пособие. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2003.

7. Кильдишова Н. А. Методика преподавания географии: Учеб.-метод. пособие / Н. А. Кильдишова, Л. В. Сотова. - Саранск: Изд-во Мордовского ун-та, 2003.

8. Финаров Д.П. Методика обучения географии в школе: учеб. по­собие для студентов вузов / Д.П. Финаров. - М.: ACT: Астрель, ХРАНИТЕЛЬ, 2007.

9. Методика обучения географии в средней школе. / Под ред. А. Е. Бибик. – М.: Просвещение, 1975. – 384 с.

 

Учебные пособия:

 

1. Баринова И.И. Внеурочная работа по географии. – М.: Просвещение, 1988.-152 с.

2. Барков А.С. Вопросы методики и истории географии. – М., Изд. Акад. пед. наук РСФСР, 1961.- 263 с.

3. Берлянт А.М. Карта рассказывает. – М.: Просвещение, 1978.- 144 с.

4. Бороздинов Н.М. Внеклассная работа по географии в средней школе. – М., Учпедгиз, 1958.- 91с.

5. Бороздинов Н.М. Географические кружки в школе. – М.: Просвещение, 1970.- 142 с.

6. Буряк В. К. Самостоятельная работа учащихся: Книга для учителя. -М.: Просвещение,1984. - 64 с.

7. Вестицкий М.Б. Технические средства обучения географии. – М.: Просвещение, 1977.- 144 с.

8. География. Программы для общеобразовательных учреждений. 6 – 11 кл. – М.: Дрофа, 2002. – 256 с.

9. Географический комплекс средней школы./ Ю.Г. Барышева, Т.П. Беляева, М.Б. Вестицкий и др. – М.: Просвещение, 1978.- 144 с.

10. Герасимова Т. П. Основы методики обучения начальному курсу физической географии. – М., Педагогика, 1978.- 120 с.

11. Голов В.П. Средства обучения географии и условия их эффективного использования. – М.: Просвещение, 1987.- 222 с.

12. Душина И.В., Понурова Т.А. Методика преподавания географии. Пособие для учителей и студентов пед. ин-в. и унив-в по географическим специальностям. – М.: Изд-во «Московский лицей», 1996.- 192 с.

13. Использование средств обучения в преподавании географии./ Ю.Г. Барышева, М.Б. Вестицкий, Т.В. Григорьева и др. – М.: Просвещение, 1989.- 156 с.

14. Олимпиады по географии 6-11 класс. Методическое пособие. / Под ред. О.А. Климановой, А.С. Наумова. – М.: Дрофа, 2003. - 208 с.

15. Понурова Г. А. Проблемный подход в обучении географии в средней школе. – М.: Просвещение, 1991. – 192 с.

16. Проект государственного образовательного стандарта. Учительская газета № 44, 9 ноября 1993.

17. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М. «Народное образование»,1998. - 256 с.

18. Современный урок географии. (В 6-ти частях. Библиотека ж. «География в школе»). Методические разработки уроков с использованием новых пед. технологий обучения./ Ред.-сост. И.И. Баринова. – М.: Школа-Пресс, 2001.

 

Ресурсы Internet:

 

http://antonioracter.narod.ru/nayka/geograf/metodika/index.htm