КРИТЕРИИ НРАВСТВЕННОЙ ВОСПИТАННОСТИ

Определение критериев, разработка методики выявления нравственной воспитанности, учета и оценки поведения, деятельности школьников — важнейшее условие диагностики и совершенствования воспитательной работы с детьми. Личность во всем многообразии ее качеств и свойств существует как целостность. Её нельзя разложить на изолированные качества и формировать их отдельно. Задача в том, чтобы выявить то главное,что представляет собой целостность, основообразующее начало личности, и то частное, производное, особенное, что дополняет и характеризует ее как индивидуальность.

Целостным и общим в личности являются главные, определяющие качества и свойства, такие, как убежденность, стойкость целеустремленность, выражающие ее направленность и сущность. Производным, индивидуальным, неразрывно связанным с основными качествами личности являются такие показатели жизнедеятельности, как прилежание и успешность.Они могут быть выражены в виде качественных оценок или баллами. Любой вид деятельности ребенка: учение, труд, общественная работа, общение, внеучебная деятельность, творчество, обязанности в семье - может быть оценен с точки зрения прилежания и успешности. Показатели этих критериев опосредованно свидетельствуют о степени развития природных способностей и нравственной зрелости школьников.

Для эффективного осуществления воспитательного процесса в первую очередь необходимы определенные и четкие представления о сущности детской личности, ее основополагающих — ведущих качествах и свойствах. Для их выявления важное значение имеет рассмотрение, с учетом возрастных особенностей детей, основных требований к сущности, главным качествам и свойствам детской личности. Для этого нужно опираться на возрастную периодизацию. Все дети школьного возраста, начиная с шести лет, объединяются в следующие возрастные группы:

— школьники-дошкольники (шестилетки) (выделение их в особую возрастную группу необходимо, поскольку они физиологически, физически и психологически еще не ушли из дошкольного детства и не достигли оптимального развития, необходимого для систематематического учения);

— младшие школьники (2 — 4 классы) (7 — 9 лет);

— младшие подростки (5 —7классы) (10 — 13 лет);

— юноши и девушки (10 — 11 классы) (16 — 17 лет).

Основные моральные требования к детям различных возрастных групп выражены в Правилах для учащихся, Законах и Уставах общественных объединений, школьных единых требованиях. Классному руководителю, воспитателю важно иметь вытекающий из этих документов краткий набор требований, с которыми он мог бы сравнивать состояние нравственной воспитанности, основных личностных качеств своих учеников. При отборе и формулировании таких требований учитываются: возрастные возможности усвоения детьми обобщений и понятий; идейная, нравственно-эстетическая направленность их содержания; четкость выражения смысла и яркость, привлекательность формы; постепенность в нарастании сложности и глубины содержания; неразрывность связи с жизнью; соответствие детским устремлениям и увлечениям.

В конкретных условиях работы каждой школы, с учетом возрастающего уровня воспитанности детей, набор и содержание требований меняются. На каждом возрастном уровне они в основном и главном определяют что, как, кого, с кем, за что: знать, уметь, любить, дружить, трудиться, бороться, беречь, помогать, творить.Эти девять требований носят обобщенный, всеобъемлющий характер, вбирают в себя многие нравственные нормы и выражают сущностные свойства и качества детской личности.

Рассмотрим примерные перечни основных требований применительно к различным возрастным группам.

От школьников-дошкольников требуется:

— знать,что они живут в СНГ;

— уметьзаботиться о самих себе, делать зарядку, сохранять свои вещи и игрушки, ухаживать за цветами и домашними животными;

— любитьсвоих родителей, братьев и сестер, дедушку и бабушку, своих товарищей, природу и все живое;

— дружитьс мальчиками и девочками из детского сада, двора класса, быть другом папы и мамы, сестер и братьев;

— трудитьсяпо дому, на уроках труда и вместе с друзьями выполнять задания по самообслуживанию в школе;

— боротьсяс беспорядком, грязью, неправдой, злостью, завистью, жадностью в себе и других;

— беречьхлеб, вещи, которыми постоянно пользуются в школе и дома, не расходовать зря свет, воду, дрова;

— помогатьвсем старшим, родителям, товарищам в труде и учебе;

— творить —рисовать, сочинять песенки, стихи, танцевать, создавать новые игрушки и игры.

Школьники-шестилетки, по сравнению с дошкольным детством вступают в новый период жизни. Интенсивное формирование привычек, свойственное дошкольному возрасту, начинает тесно связываться с осознанием нравственных требований, способностью высказать простейшее нравственное суждение.

От младших школьников требуется:

— знатьГимн, гордиться своей великой Родиной;

— уметьзакалять свое тело, быть полезным в школе и дома, делать работу по самообслуживанию, устранять мелкие неполадки в домашнем и школьном хозяйстве;

— любитьлюдей трудолюбивых, активных, инициативных, творческих, честных, справедливых, организованных; любить читать мастерить, делать добро окружающим людям;

— дружитьсо всеми детьми и выбрать себе друга, которому можно все доверять и которого никогда не подведешь;

трудитьсяс пользой для себя и людей на семейной ферме, огороде, на садовом и пришкольном участках, в школе по самообслуживанию, на уроках труда;

— боротьсяс собственной ленью и другими недостатками, критиковать недостатки своих товарищей;

— беречьобщественное добро и родную природу;

— помогатьстаршим, участникам войны, инвалидам, пенсионерам, своим товарищам в учебе, труде, общественной работе;

— творитьна уроках в самостоятельной работе, рисовать, петь, сочинять рассказы и сказки, играть в инсценировках.

В младшем школьном возрасте дети укрепляют привычки культурного поведения, интенсивно накапливают знания о нравственных формах. При оценке поведения учащихся в этот период, с точки зрения прилежания и успешности, учитывается не только прочность поведенческих умений, навыков, привычек, но и знания моральных требований, умение критиковать поведение свое и своих товарищей.

От старших и младших подростков требуется:

— знать,что они граждане своей страны;

— уметьвоспитывать в себе волю и мужество, твердый характер и целеустремленность, доброту и требовательность, способность не поддаваться соблазнам наживы, потребительства, курения, употребления спиртного, наркотических и токсических средств;

— любитьРодину, людей, способных своим трудом беззаветно служить народу и крепко держать свое слово;

— дружитьс ребятами всех национальностей верно и преданно, быть принципиальным, требовательным и чистым в дружбе;

— трудитьсяв школьных мастерских, на любой общественно полезной работе добросовестно, дисциплинированно и ответственно;

— боротьсяс проявлениями в себе и своих товарищах тщеславия, самодовольства, жестокости, чванства, равнодушия к людям и делу;

— беречьсвое человеческое достоинство и честь; все добро, созданное народом, охранять и восстанавливать памятники культуры;

— помогатьвсем, попавшим в беду, и не требовать награды за добрый поступок; проявлять доброту и заботливость о людях и повседневной жизни;

— творитьв учебе, в искусстве, в любом деле, в котором чувствуешь способность и тягу к творчеству.

В подростковый период в личности ребенка происходят качественные изменения, связанные с половым созреванием и ростом самосознания. Подросток начинает ощущать, осознавать себя личностью. Он еще не личность в восприятии взрослых, но уже личность в собственном восприятии. Овладение комплексом нравственных требований способствует его личному развитию.

От юношей и девушек старшего школьного возраста требуется:

— знать,что они вместе с народом ответственны за судьбы обновления общества, за умножение общественного богатства и мирное небо над головой;

— уметьвладеть собой, правильно, в интересах общества и собственной личности выбрать профессию, быть требовательным к себе и окружающим, стать защитником Родины;

— любитьсвой народ, духовную культуру своего многонационального народа и прогрессивную культуру всех стран;

— дружитьсо сверстниками всех национальностей, быть интернационалистами; быть преданным и верным в дружбе;

— трудитьсяактивно и производительно в УПК, на производстве, в колхозах и совхозах, подрядных бригадах, семейных фермах, в строительстве, кооперативных объединениях; упорно овладевать компьютерной грамотностью и новой техникой;

— боротьсяс мещанством во вкусах и быту, с тунеядством, с безалаберностью и безответственностью, с проявлениями потребительской психологии, с хулиганством и пьянством;

— беречьбоевые и трудовые традиции народа, охранять общественные и другие виды собственности от расхитителей и разгильдяев;

— помогатьсвоим товарищам добиваться высоких результатов в труде, учебе, овладении военным делом, в физкультуре и спорте

— творитьновое в труде, красоту в искусстве, в общеизвестных отношениях, нравственную красоту в самом себе.

В юности происходит стабилизация главных, основообразующих нравственных свойств, качеств личности. Ребята в этом возрасте стремятся к самореализации в живом конкретном деле, к применению на практике, в настоящей жизни накопленных знаний, умений и социального опыта. Многие старшие подростки, юноши, девушки занимаются самовоспитанием, испытывают сильное воздействие внутренних моральных стимулов и побуждений, пользуются самозапретом, самоконтролем, переживают мучения совести.

Нравственно-эстетическая сущность детской личности, ее соответствие или несоответствие основным нравственным требованиям, подвергается постоянным изменениям в результате участия ребенка в динамичных общественных отношениях. В них есть нравственно положительные тенденции, а есть и негативные, отрицательно влияющие на ребенка. В процессе деятельности, общения, поведения детей направленность формирования нравственных свойств и качеств их личности может быть выявлена компетентными экспертами — учителями, родителями, детским коллективом. Классный руководитель, используя компетентные суждения, анкетный опрос, собственные наблюдения, сводит всю информацию воедино, анализирует ее, разбирается в несоответствиях, противоречивости суждений и оценивает направленность нравственного развития школьника на данный момент. Такую оценку наиболее рационально производить не реже двух раз в год, что дает динамичную картину нравственного развития учащихся. Выявлением направленности развития личности важно заинтересовать самих детей, используя оценку в качестве средства их самопознания, познания своих товарищей как стимул нравственного самовоспитания и самосовершенствования. Нравственно-эстетическая направленность, тенденция развития нравственных качеств и свойств детской личности оценивается как примерная, хорошая, удовлетворительная и неудовлетворительная. Оценке подвергаются не только поступки, в которых не всегда просматривается истинная суть отношений ребенка к жизни, а именно направленность, тенденция развития нравственной сущности детской личности, объективно отражающихся и выражающихся в поведении, в отношениях, взаимодействиях, суждениях, мнениях детей и взрослых друг о друге.

Личность ребенка проявляется во взаимодействиях и взаимоотношениях, возникающих в основных видах детской деятельности: ученье, внеурочной деятельности, труде, общественной деятельности в коллективе, в семье и на улице. Общая оценка тенденции нравственного развития существенно дополняется, конкретизируется и более четко выражается оценкой деятельности ребенка в целостном учебно-воспитательном процессе. Объективными и справедливыми, применимыми ко всем детям критериями оценки их деятельности в учебно-воспитательном процессе являются прилежание и успешность.Эти критерии глубоко демократичны. Все, чем должны овладеть дети в науке, труде, общении, отношениях, вполне доступно каждомунормальному ребенку. Успех зависит от прилежания самого ребенка, его настойчивого стремления добиться цели. Знание уровня прилежания и успешности существенно помогает представить полной, целостной картину личности, способствует более глубокому и объективному ее пониманию. При общей положительной оценке нравственного состояния ребенка проявление им хорошего прилежания, достижение успешности в учебе, труде, общественной работе значительно повышает общую социально-психологическую оценку детской личности. Если же нравственная направленность ребенка оценивается неудовлетворительно, как не отвечающая требованиям — критериям нравственных норм, то даже самое упорное прилежание и высокая успешность в различных видах деятельности не дают основания для его общей положительной оценки.

Оценка детской личности может быть выражена в виде «формулы нравственной воспитанности» или «формулы поведения».

 

 

«Хорошая» оценка сущности и поведения личности ребенка выставляется также при общей положительной оценке нравственной направленности нравственных качеств и свойств. Имеется также в виду, что ребенок в целом прилежен во всех видах деятельности, уделяя одним из них большее, другим – меньшее внимание. Одним занимается с увлечением, другими – с напряжением воли. При этом успешность, результативность в ученье и труде должны выражаться хорошими и удовлетворительными оценками; ребенок как личность и помощник положительно характеризуется родителями, не является нарушителем общественного порядка, принимает активное участие в работе общественных организаций.

Сущность личности и поведение ребенка как «удовлетворительные» оцениваются при условии одобрения всеми «экспертами» общей тенденции ее нравственной направленности. В прилежании и успешности деятельности допустимы колебания. Ученик получает не только пятерки и четверки, но и тройки, даже двойки, которые он стремится исправить. Он прилежно и успешно проявляет себя в одном-двух ведущих видах деятельности, при отрицательном балансе по остальным (успехи в труде, самодеятельности, спорте; срывы в учебе, в культуре поведения, в домашних отношениях. Или наоборот). Важно только, чтобы школьник принимал волевые усилия для исправления недостатков в прилежании и успешности.

Особую сложность представляет применение оценки «неудовлетворительно». Из числа учащихся, оцениваемых ею, необходимо исключить школьников-дошкольников и младших школьников. Неудовлетворительная оценка их поведения не является для них педагогически действенным средством. Условия ее действенности возникают в подростковом и юношеском возрастах, когда для школьников особый смысл приобретают самосознание, положительная оценка самого себя и своего отражения в отношениях, в глазах и мнениях товарищей, воспитателей, других людей. Прежде чем выставить неудовлетворительную оценку, необходимо принять все возможные меры к исправлению отрицательной тенденции в направленности личности, дать возможность ребенку искренне осознать свои ошибки и исправиться. Если же воспитанник не оправдал доверия, идет на сознательные нарушения норм поведения, появляются основания для неудовлетворительной оценки. Ее выставление школьнику оправдано тем более, если с его отрицательной нравственной направленностью сочетается отсутствие прилежания и успешности в ведущих видах деятельности, особенно в ученье, труде, общественной работе.

Таким образом, в целях выявления нравственной воспитанности детей, получения точной обратной информации о ходе нравственного воспитания необходимо творчески использовать требования-критерии нравственной сущности детской личности, методику выявления и оценки моральных качеств и свойств школьников.

 

Вопросы и задания:

  1. Что такое мораль, нравственность как форма общественного сознания, каковы ее общественные функции?
  2. Дайте определение сущности нравственного воспитания, раскройте его структуру и основные функции.
  3. В чем заключается противоречие нравственного воспитания, как проявляются в детской среде недостатки и ошибки в его разрешении?
  4. Почему нравственное воспитание невозможно осуществить в отрыве от других видов воспитания: умственного, трудового, правового, гражданского, эстетического, экологического, экономического, антиалкогольного?
  5. Расскажите о критериях нравственной воспитанности. В период педагогической практики определите уровень нравственной воспитанности учащихся, с которыми работаете.

 

Литература для самостоятельной работы

  1. Азбука нравственного воспитания ∕Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой. – М., 1975.
  2. Башкатов И.П. Психология групп несовершеннолетних правонарушителей. – М., 1993.
  3. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. – М., 1995. – Гл. 2, 3, 5, 6, 7, 8, 10.
  4. Макаренко А.С. Пед. соч. в 8-ми т. – М., 1984. – Т.4.
  5. Марьенко И.С. Основы процесса нравственного воспитания школьников. – М. 1980.
  6. Основы морали. Хрестоматия. Учеб. пособ. для вузов ∕Под ред. О.С. Богдановой и др. – М., 1993.
  7. Пирожков В.Ф. Законы преступного мира молодежи. Криминальная субкультура. – Тверь, 1994.
  8. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. – Киев, 1975.
  9. Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников. – М., 1983.
  10. Шилова М.И. Изучение воспитанности школьников. – М., 1983.