Сценарий защиты IV группы

Сценарий защиты III группы

Сценарий защиты II группы

Сценарий защиты I группы

1. Обозначение проблемы.

2. Защита своей гипотезы:

а) материалы по теме «Эволюция типов размножения от споровых до голосеменных растений»;

б) материалы по теме «Эволюция строения вегетативных органов»;

в) материалы по теме «Эволюция генеративных органов»;

г) материалы по теме «Расселение голосеменных и папоротников на Земле».

3. Общий вывод, объяснение в виде таблиц, схем, рисунков и т.п.

4. Ответы на вопросы других групп (дискуссия).

 

1. Постановка проблемы. Вступление, формулирование гипотезы, аргументы.

2. Доказательство гипотезы, аргументы.

Первое положение – примеры доказательства положения об эволюции вегетативных органов (листьев) в процессе адаптации к условиям среды.

Второе положение – примеры пластичности жизни, её приспособляемости к самым разным условиям среды обитания, в том числе солености почв, влажности и сухости климата, температуре. Параллели с эволюцией цветковых растений.

третье положение – примеры соответствия генеративных частей растения голосеменных аналогичным частям папоротникообразных растений.

Четвёртое положение – доказательства возможности заселения папоротниками и голосеменными растениями самых разнообразных условий обитания на Земле.

3. Объединение всех четырёх положений на примере представителя: а) папоротников; б) голосеменных.

4. Вывод по гипотезе.

 

 

1. Вступление. Формулировка гипотезы, аргументация.

2. Способы доказательства своей гипотезы:

а) расселение голосеменных и папоротников на планете;

б) изменения вегетативных органов голосеменных и папоротников;

в) эволюция типов размножения.

3. Вывод по гипотезе. Обобщение.

 

I. Вступление. Общий краткий обзор растений, их классификация, местоположение в систематике.

Представления учёных-ботаников о систематическом положении этих групп растений, исходя из особенностей строения их вегетативных органов и способов размножения:

а) водоросли;

б) папоротникообразные;

в) голосеменные;

г) цветковые.

Заключение о происхождении одних групп растений от других.

 

II. Основная часть. «Расселение голосеменных и папоротников на Земле».

1. Демонстрация карт:

а) области расселения папоротникообразных;

б) области расселения голосеменных.

2. Доклад по картам:

а) особенности папоротникообразных, позволившие им распространиться на данных территориях;

б) особенности голосеменных, позволившие им распространиться на данных территориях.

Заключение о «вытеснении» папоротникообразных голосеменными растениями.

III. Основная часть. «Эволюция строения вегетативных органов»:

а) разбор изменений в строении листьев по рисункам листьев кактуса, берёзы, широколистного дерева экваториальных лесов;

б) разбор изменений в строении листьев по рисункам листьев берёзы и широколистного дерева экваториальных лесов.

Заключение: обобщение по соответствию строения листьев среде обитания.

 

IV. Обобщение. Выводы: доказательства верности гипотезы по позициям 1 – 4.

Уроки 6 – 7. защита проектов по группам.

Тема урока: «Эволюция растений. Сравнение высших споровых и семенных растений на примере папоротников и голосеменных».

(Итоговый урок – систематизация знаний.)

Цели

Познавательная – учащиеся должны усвоить:а) отличительные признаки таксонов растений; б) идею пластичности жизни – эволюционирование вслед изменениям условий обитания и неизменности при неизменных условиях.

Развивающая – учащиеся должны уметь:а) выявлять общие черты и различия в строении (анатомии и морфологии) растительных организмов на разных уровнях эволюционного развития; б) устанавливать причинно-следственные зависимости факторов окружающей среды и особенностей строения и функционирования растений; в) пользоваться терминами биологического словаря.

Воспитательная – учащиеся должны убедиться:а) в «целесообразности» строения и физиологии живых организмов (на примере растений) в филогенетическом, историческом аспекте;

б) теоретической и практической значимости ботанических знаний.

 

Содержание

Понятия:

· высшие растения;

· споровые и семенные растения;

· голосеменные растения;

· реликтовые растения;

· эволюция.

Законы эволюции:

· неизбежность изменения форм живых организмов (на примере растений) при смене условий обитания, в том числе глобальных изменений климата планеты;

· причина выживания – соответствие форм жизни и физиологических процессов среде обитания организмов;

· существование нескольких путей эволюций живой природы.

Биологический словарь

Транспарант 1. Ранее употреблявшиеся термины

антеридий поколение

архегоний покровная ткань

бесполый процесс проводящая ткань

гамета пыльцевое зерно

гаметофит расселение

гаплоидность семя

диплоидность сорус

заросток сосудистые пучки

зигота спора

испарение спорофит

оплодотворение устьице

опыление шишка

половой процесс

 

Транспарант 2 «Новые» биологические термины

адаптация стенобионты

ареал транспирация

акклиматизация эволюция

аридный эврибионты

реликты эндемики

 

Методы:

метод проектов(информационных и исследовательских);

метод сотрудничества;

демонстрационный эксперимент – сравнение строения вегетативных и голосеменных растений.

Средства обучения, технические средства:

графопроектор, иллюстративные транспаранты по многообразию голосеменных растений, выполненные учащимися;

накладные транспаранты,позволяющие сравнить циклы развития споровых и голосеменных растений, подготовленные учениками;

телеприёмник и видеомагнитофон, видеозаписьфрагментов фильма «Живая планета» (монтаж выполнен учащимися);

раздаточные материалы – тесты по теме «Отдел Голосеменные. Сосна»;

классная доска;

географические карты;

схемы, диаграммы, таблицы,подготовленные учащимися.

Организационная форма:

работа учащихся в малых группах по методике сотрудничества(табл.2).

Структура урока:

1)актуализациязнаний;

2) мотивация к применению знаний в конкретных ситуациях;

3) применение знаний при рассмотрении различных экологических групп голосеменных растений и приспособленности к конкретным условиям жизни; применение знаний при сравнении условий жизни на планете в период расцвета папоротникообразных на современном этапе; применение знаний при прогнозировании событий в области климатологии и ботаники;

4) контрольусвоения знаний.

 

Тематика разрабатываемых проблем:

1. Эволюция типов размножения от споровых до голосеменных растений.

2. Эволюция строения вегетативных органов.

3. Эволюция генеративных органов.

4. Расселение голосеменных и папоротников на Земле.

 

Таблица 2