Этапы работы над проектом

Идея проекта

Ботаника в школе прагматична, в ней всё ясно и понятно, всё описано и объяснено. Может ли метод проектов внести в её изучение что-то новое? Что здесь может подлежать исследованию? Эти вопросы я задавала себе, размышляя над возможностью использования метода проектов в курсе ботаники в 7-м классе.

Возникла идея использовать метод проектов при изучении темы папоротников и голосеменных. Идею подсказали сами ребята. В нашей гимназии метод проектов применяется уже много лет, но не в курсе ботаники. Мне предстояло испробовать этот метод впервые. И вот пришла идея: не попробовать ли на примере папоротников и голосеменных изучить вопросы эволюции, которые, как правило, изучаются старшеклассниками? Но могут ли дети среднего возраста освоить такой материал, используя доступные им знания? Вопросов было больше, чем ответов: как приступить, как выявить проблему, подвести детей к возможности её сформулировать, определить и высказать. Идея выживания и сохранения, более примитивно устроенных видов живых организмов и отмирания других, более развитых, появилась сама собой при обсуждении в классе примеров сходства и отличия сосны и ели, разных видов папоротников. Детей заинтересовали вопросы выживания живого организма вообще. Они приводили примеры, почерпнутые из книг, из телевизионных передач, и постепенно мы сосредоточились на ботанической тематике. И вот проблема выявлена совместными усилиями и оформлена. Она звучит так:

почему одни виды живых существ в процессе эволюции отмирают, «побеждённые» более организованными, более развитыми организмами, а другие, примитивно устроенные, мало изменившиеся с древнейших времён — выживают?

К ней примыкает в качестве уточняющей такая проблема:

почему одни организмы способны широко расселиться по всему миру, а другие обитают только в одном, очень небольшом по территории месте?

 

(работа над проектом заняла 6 уроков)

Итак, на основе противоречия была выявлена проблема эволюционного плана.

Первый этап работы и состоял в определении сути некой загадки природы, вербальном оформлении проблемы, которую предстояло рассмотреть. Это достаточно серьёзный этап для учителя, поскольку уровень вопроса должен быть не только достаточно высоким по степени сложности, но и базироваться на обязательных предметных знаниях всех детей, должен быть понятен каждому ребёнку и каждого заинтересовать.

Но вот проблема выявлена — это загадка многообразия природы живых существ на примере представителей двух отделов растений.

Совместно с учителем ребята определяют объект исследования (в данном случае речь идет об ограничении сферы исследования двумя отделами растений), предмет исследования — особенности строения и жизнедеятельности растений папоротников и голосеменных. Здесь же, на этом первом «проектном» уроке, дети высказывают гипотезы возможного решения вопросов, заявленных в проблеме, определяют задачи исследования, которые вытекают из гипотез.

Более детально этапы намечаемого исследования, определены нами на первом уроке, представлены в таблице 1.

 

Урок 1. Определение целей проекта, проведение организационной работы.

1. Сформулирована проблема исследования.

2. Выдвинуты гипотезы, её объясняющие и требующие доказательств.

3. Определены направления поиска информации и требующие доказательств.

4. Организованы группы детей, мотивированные к поиску информации по четырём направлениям каждая.

5. Избраны лидеры групп, определены роли каждого члена группы.