Особенности формирования знаний и умений.

1. высокая научность курса,

2. техническая и экономическая терминология, введение элементов политической географии,

3. значительная опора на межпредметные связи,

4. широкое использование карт, статистических материалов, технико-экономических схем, диаграмм…,

5. изменяется логика изучения материала – основной путь дедуктивный (от общего к частному, сначала вводится понятие, затем расширяется его содержание),

6. использование периодики, опора на современность, ранее полученные знания, закрепление понятий и умений сформированных в 9 классе,

7. абстрактность многих понятий и представлений – необходимость наглядности,

8. предварительная установка на установление причинно-следственных зависимостей,

9. использование объяснительно-иллюстративного метода при изучении нового материала в общем обзоре,

10. широкое применение самостоятельно работы,

11. применение типологического подхода. Выделяют типологию процессов (воспроизводство населения, урбанизация, формирование политической карты мира) и типологию объектов (стран, районов – старого и нового освоения).

12. большое содержание обобщающих вопросов, например, международная интеграция и её проявление в различных регионах,

13. в ходе изучения курса формируются мировоззренческие идеи, учитель служит образцом научного рассуждения.

 

Особенности изучения общего раздела.

Здесь происходит введение исходных понятий, представлений, закономерностей.

1. При изучении политической карты – исторический обзор (качественные и количественные изменения), подробно современное состояние, особое внимание типологии стран и международным отношениям.

Целесообразно использовать объяснение, самостоятельную работу, обзор международных отношений, изучение номенклатуры. Связь предмета с современностью повышает интерес к предмету.

2. Мировые природные ресурсы. Рассматриваются социально-экономические и социально-политические аспекты взаимодействия природы и общества.

Целесообразно использовать проблемный подход, самостоятельную работу.

3. Население. Рассматривается на основе знаний, полученных в 9 классе, используется приём сравнения с Россией. Применяется типологический подход, самостоятельная работа. Возможность организации дискуссии – как повлияет увеличение численности населения на экологическую ситуацию в мире (на обеспеченность продуктами питания). Проблемный вопрос – влияет ли плотность населения на экономический рост в стране.

4. НТР и мировое хозяйство. Изучение отличается повышенной сложностью в связи с абстрактностью понятий, сложностью изучаемых процессов. Поэтому целесообразно использовать объяснение, применять схемы. Привлекается работа со статистикой, называются страны-лидеры, особое внимание международным организациям. Самостоятельная работа ведётся на основе типовых планов.

Типовой план характеристики отрасли:

· Значение и уровень развития отрасли в развитых и развивающихся странах,

· Ресурсы отрасли и их география,

· Размещение производства и факторы на него влияющие (выводы о МГРТ по данной отрасли),

· Структура и география внешних экономических связей отрасли.

Методика изучения регионального раздела.

Осуществляется по типовому плану:

· ЭГП,

· Природные ресурсы и условия, их хозяйственная оценка,

· Население, оценка трудовых ресурсов страны,

· Хозяйство, уровень развития, отрасли специализации,

· Внутренние различия,

· Внешние экономические связи.

Привлекается историческая справка, общие сведенья о стране, её культуре, обычаях, традициях. Возможность творческих работ.

Структура плана может меняться, последовательность изложения определяется логикой взаимосвязей между пунктами и индивидуальными особенностями страны.

· ЭГХ регионов изучается по сходному плану.

· Особое внимание уделяется общим и отличным особенностям развитых и развивающихся стран, некоторые из них рассматриваются в порайонных различиях по регионам (территориальным группам).

· Самостоятельную работу следует использовать при изучении всех пунктов плана.

· Рекомендуются задания на сравнение развитых и развивающихся стран, а также задания требующие доказательства или опровержения.

· Необходимо требовать привести конкретные примеры, отражающие общие понятия.

· В качестве общих заданий используется проблемно-страноведческий подход (характеристика тех или иных особенностей, тенденций, процессов развития страны). Здесь происходит отход от типового плана.

 

Внеклассная работа - необходимая составная часть учебно-воспитательной работы по географии

 

Внеклассная работа - составная часть учебно-воспита­тельного процесса. Цели внеклассной работы - создать сред­ствами предмета условия для того, чтобы школьник умел вести себя в природной и социальной среде, был готов к непрерыв­ному образованию, имел склонность к самопроявлению и самовыражению сообразно особенностям своей личности.

Внеклассная работа тесно связана с учебной и в то же время имеет ряд отличий: местом проведения внеклассных занятии служит не только кабинет географии, но и географическая площадка, экологическая тропа, школьный краеведческий (либо какой-то иной) музей, окружающая школу природа, предприятия производственной и непроизводственной сферы, лаборатории НИИ и т.п.; шире применяются источники географической информации (карты, справочники, научная и научно-популярная литература, кинофильмы, видеофильмы и т.п.), а также методы исследования (наблюдения, сбор статистического материала, интервьюирование, полевые исследования, картографический метод и др.); чаще, чем на уроках, используются индивидуальные и коллективные (групповые) формы организации деятельности, в том числе разные виды игр; возрастает самостоятельность учащихся, которые работают, как правило, на втором и третьем уровнях познавательной деятельности; возможность внедрения в жизнь района (где живут школьники) некоторых результатов их исследовательской деятельности.

В содержании внеклассной работы выделяют несколько направлений:

- научно-познавательное - дополняет и углубляет вопро­сы содержания, которые вызывают особый интерес у школьников;

- историко-географическое - призвано сосредоточить вни­мание на человеке, познающем свою планету, откры­вающем новые материки, острова, океаны и моря и осмысливающем процессы, происходящие в природе, и их причины;

- экологическое - связывает школьную географию с жизнью, учит школьников правилам поведения в приро­де, позволяет им проявить себя в социальной деятель­ности посредством решения экологических проблем сво­его края на посильном для себя уровне;

- экономическое - расширяет и углубляет знания о хозяй­ственной деятельности, способствует экономическому воспитанию, раскрывает нормы поведения в условиях рыночной экономики, воспитывает такие важные ка­чества, как бережливость, хозяйственная смекалка;

- эстетическое - призвано научить школьников получать наслаждение от общения с природой, любоваться красо­той ландшафтов, испытывать удовлетворение от труда по облагораживанию антропогенных комплексов в пре­делах своего микрорайона, своего жилища;

- туристско-краеведческое - связано с организацией раз­ных по продолжительности пеших, водных, лыжных походов, экспедиций школьников, турслетов. Особен­ность этого направления - сочетание туризма с краевед­ческим изучением территории на выбранном маршруте;

- страноведческое - отражает идею интеграции физико- , экономико- и социально-географических знаний. Чаще всего оно реализуются при изучении народов и стран, воп­росов политической географии, событий текущей жизни. Работа по всем направлениям планируется учителем географии совместно с активом учащихся. План включает следующие пункты: 1) содержание работы; 2) форма и место проведения; 3) время проведения; 4) оформление результата; 5) ответственные исполнители.

Внеклассная работа по географии характеризуется мно­гообразием форм. При выборе форм, помимо содержания, во внеклассной работе учитывают возраст школьников, их интересы, уровень подготовки по географии, наличие свободного времени, реаль­ные материальные возможности, социальную обстановку в микрорайоне школы, а также материальную базу кабинета, школьной и детской районных библиотек и другие условия.

Наиболее распространенной формой внеклассной рабо­ты по географии является кружок. Цель кружка - удовлет­ворить познавательные интересы учащихся, увлекающихся географией. Это систематическая форма внеклассной работы, сочетающаяся с эпизодическими формами массового характера - конференциями, неделями географии и т.п. Кружок, как правило, делится на секции, отделы (в соответствии с тем или иным направлением - см. выше).

Географический кружок имеет постоянный состав и мо­жет объединять как учащихся одного возраста, так и школь­ников разных классов. Члены кружка выпускают рукописный журнал, специальную газету, ведут бюллетень географических новостей, выступают перед младшими школьниками. Наиболее приемлемое число учащихся в кружке - 15-20 человек,

«Неделя географии» - форма внеклассной работы, пре­дусматривающая проведение после уроков в течение шести дней недели внеклассные мероприятия по географии, органи­зуемые с целью широкой пропаганды географических знаний. Главное достоинство этой формы заключается в привлечении большого числа учащихся к разным видам деятельности участию в географических конференциях, школьной олимпиаде, в экскурсиях, в конкурсах на лучшую фотографию, рисунок, сочинение, наглядное пособие, в географических вечерах и т.д. Такое разнообразие форм работы позволяет привлечь к ней все классы, где изучаются природоведение и география, способ­ствует развитию познавательного интереса к географии у школьников разного возраста.

Географические олимпиады

Примерно в шестидесятые годы в школах нашей страны стали проводиться географические и краеведческие олимпиады. Школьные географические олимпиады - это массовая форма соревнований учащихся. Они способствуют вовлечению уча­щихся во внеклассную работу, развивают их познавательный интерес, прививают любовь и интерес к географическим знани­ям, развивают самостоятельность. Практика показывает, что с помощью олимпиад решается проблема профориентации школьников с выходом на географические специальности.

Перед олимпиадой в школе проводится большая подготови­тельная работа, состоящая из выпуска географических газет и бюллетеней, проведения занимательных викторин и игр, гео­графических конференций, «Недели географии».

Внутри школы олимпиады проводятся между учащимися одного класса, параллельных классов. Проводятся также обще­школьные географические и краеведческие олимпиады. Система олимпиад внутри школы как нельзя лучше подготавливает уча­щихся к районным, городским и областным турам олимпиады.

Олимпиады являются массовой формой не только вне­классной, но и внешкольной работы, поскольку в очень многих случаях они проводятся внешкольными учреждениями. Внутри школы олимпиады проводятся между учащимися либо одного, либо параллельных классов. В ряде случаев они проводятся последовательно по классам и обычно - одним туром. О вре­мени ее проведения учащиеся должны знать за 7-10 дней, чтобы подготовиться. Участники олимпиады отвечают на вопросы письменно, соблюдая полную самостоятельность. Продол­жительность олимпиады 1,5-2 часа - для учащихся 8-10 классов, 1-1,5 - для 5-7-х.

Выполненные работы проверяются членами жюри под председательством учителя географии и оцениваются в баллах. Особенно отличившиеся поощряются грамотами и выдви­гаются на районную или городскую II тур), областную олим­пиаду (III тур).

Тематика географических олимпиад должна отвечать оп­ределенным требованиям - выявлять географический кругозор участников, умение применять эти знания на практике, уровень развития мышления. Во всех случаях эти требования должны соответствовать возрасту учащихся, а также программе по гео­графии того или иного класса.

Туристско-краеведческая работа

Она очень разнообразна как по содержанию, так и по охвату школьников. Излюбленное кружковцами мероприятие туристско-краеведческой работы - это краеведческий подход, соче­тающий в себе как туристские мероприятия, так и краеведческое изучение природы, населения и хозяйства своего края. Походы учащихся - это своего рода путешествия по родному краю.

Успеху проведения похода содействует тщательная его под­готовка. Кроме походов в школах проводятся и краеведческие экскурсии.

Географические и краеведческие вечера

Вечера - наиболее интересная и занимательная форма вне­классной работы. Это в свое время подчеркивал Н. Н. Баранский и В. Г. Эрдели, отмечая, что вечера, наряду с познавательными задачами, должны включать и элементы развлечения, причем первое не должно раствориться в последнем. Хотя некоторые методисты, например В. П. Буданов, считал, что вечера - осо­бый вид развлечения.

Школьные вечера, наряду с элементами развлечения и от­дыха, имеют большое образовательное и воспитательное значе­ние. Они способствуют более прочному усвоению учебного ма­териала, развивают у школьников интерес к предмету, а также помогают выработать у них навыки самостоятельной работы с научно-популярной, художественной и периодической литера­турой.

Каждый географо-краеведческий вечер развивает организа­торские способности учащихся, их инициативу, учит выступать перед большой аудиторией.

Ни один вечер не обходится без надлежащего тематическо­го оформления зала, что требует от учащихся известных усилий по изготовлению различных пособий и оборудования.

Наконец, географо-краеведческие вечера способствуют улучшению эстетического воспитания учащихся. Разучивая песни, готовя музыкальные и хореографические номера, школь­ники учатся слушать музыку, понимать ее, у них развивается художественный вкус, повышается общая культура.

В подготовительную работу и проведение вечеров вовлека­ется большое количество учащихся. А известно, что массовость - одно из необходимейших условий хорошей внеклассной работы школы. Они являются своеобразным смотром краеведческой работы школы.

Эти вечера имеют большое значение и для учителей. Они помогают лучше узнать свой край, шире использовать в учебной работе местный материал и литературные произведения.

По своей структуре географо-краеведческие вечера пред­ставляют собой литературно-музыкальные монтажи на краеведческо-географической основе. Небольшие доклады учащихся сопровождаются художественным чтением и исполнением му­зыкальных и танцевальных произведений. В программу вечера могут также войти занимательные викторины, сцены, диалоги, отрывки из географических кинофильмов и видеофильмов.

Выступления-доклады по своему содержанию должны быть яркими, красочными, но небольшими по объему (5-10 минут). Лучше, если они не читаются, а воспроизводятся по памяти.

Краткость и выразительность в результате отбора наиболее типичных фактов, научность краеведческого материала, связь с современностью, логически последовательное и эмоциональное изложение - таковы требования, предъявляемые к докладам на любом вечере, в том числе и на географо-краеведческом.

Географические конференции

Эта форма внеклассной работы охватывает старшеклассни­ков. Успех ее достигается благодаря тщательной подготовке. Для этого избирается оргкомитет в составе 5-10 человек. Орг­комитет во главе с учителем географии определяет тему конфе­ренции, разрабатывает ее программу с указанием тематики док­ладов и фамилий докладчиков, определяет день проведения конференции. На доску объявлений вывешивается план прове­дения конференции и объявление о дне и времени ее проведе­ния. Темами конференции могут быть «Природные ресурсы на­шей области», «Город, в котором мы живем», «Глобальные про­блемы человечества», «Топливно-энергетические ресурсы Рос­сии и проблемы их рационального использования» и др.

Организуется выставка литературы, посвященная теме кон­ференции. На конференции заслушиваются доклады учащихся. Им задаются вопросы. Выступают содокладчики. В конце кон­ференции учитель географии делает заключение, члены жюри награждают докладчиков. Участники конференции просматри­вают видеофильм.

 

Материальная база обучения географии