Живопись

Живопись Романтизм 19 века

Скульптура

Развитие скульптуры неразрывно связано с архитектурой. Зодчие вплотную работают со скульпторами и постройки начала 19 в. представляют собой синтез архитектуры и скульптуры.

Иван Петрович Мартос (1754—1835) — наиболее выдающийся представитель русского классицизма в пластике. Среди его работа знаменита памятник Минину и Пожарскому. Указывая простертой рукой на Кремль и как бы призывая к спасению отечества, Кузьма Минин вручает князю Пожарскому меч. Пожарский принимает меч и, придерживая левой рукой щит, поднимается со своего ложа. Заложенная в памятнике идея гражданского долга и подвига во имя родины как нельзя более отвечала делам и чувствам русского народа.

Заметную роль в русской скульптуре первой половины 19 в. сыграло творчество скульптора Бориса Ивановича Орловского (1792—1837). Наиболее значительные произведения Орловского — памятники фельдмаршалам Кутузову и Барклаю де Толли перед Казанским собором (1832—1835).

 

Если в архитектуре и скульптуре ведущим направлением был классицизм, то развитие живописи лежит в русле романтизма. Наиболее ярко эти черты открывает творчество Ореста Адамовича Кипренского (1782—1836). Созданные им образы эмоциональны, романтичны, возвышены. (портрет Пушкина, портрет мальчика Челищева).

Василий Андреевич Тропинин (1776—1857)Как и Кипренский, раскрывает он в своих портретах ценность человеческой личности во всей конкретности ее внешнего облика и своеобразия ее духовного мира.

В это время складывается на русской почве бытовой жанр как самостоятельный вид живописи. У Тропинина обычно переданы образы людей из народа. Труд на полотне художника показан не как вынужденное изнурительное занятие, а как радость творчества. Фигуры изображены по пояс, на нейтральном фоне; они занимают первый (и единственный) план картины(«Автопортрет с кистями», «Кружевница», «золотошвейка»).

Алексей Венецианов 1780г. - 1847г. Тема его творчества — жизнь русских крестьян. Его картины немноголюдны. Сюжет обычно чрезвычайно несложен, действие развивается в очень медленном темпе. В картинах нет драматических завязок, динамического сюжета, они наоборот статичны, человек всегда находится в единении с природой. В произведениях Венецианова впервые в русском искусстве была раскрыта поэзия народной жизни (на пашне, утро помещицы, на жатве).

Пейзаж. Академический пейзаж не писали с натуры, а, пользуясь предварительными зарисовками, «сочиняли» в мастерской. На основе классических образцов была разработана схема построения пейзажа: самый вид изображался обычно в глубине, на дальнем плане, а ближние планы строились наподобие театральных кулис, как бы обрамляющих изображение.

Первые шаги к освобождению пейзажной живописи от условных схем сделали на рубеже XVIII и XIX столетий художники М. Иванов и Ф. Алексеев. Завершение их дела выпало на долю Сильвестра Щедрина.Его картины говорят композиционном единстве всех планов. Крупным достижением художника стала картина "Новый Рим. Замок Святого Ангела" (1823). Первый план картины плавно перетекает в средний, а средний — в дальний.

Иван (Ованес) Константинович Айвазовский. Наследие Айвазовского - целая изобразительная энциклопедия моря, запечатленного в разнообразнейших состояниях. В его коллекции 6000 картин. В его работах можно увидеть море в любую пору суток.

В середине века работали такие знаменитые художники, как Павел Брюллов, Александр Иванов, Певел Федотов.