Московская архитектура

Искусство начала 19в. Ампир

 

Для архитектуры первой четверти XIX века самым емким понятием и названием является «стиль ампир» («стиль империи»).

Для архитектуры того времени характерен интерес к градостроительным задачам. Здание подчинялось городскому ансамблю — улице, площади или набережной и следовательно, укрупнялись архитектурные формы. Зодчие отказывались от мелких декоративных деталей, использовали в оформлении построек скульптуру.

После Отечественной войны 1812г. в архитектуре появляется идея героизма и патриотической доблести.

В Петербурге завершается планировка основных площадей столицы: дворцовой и сенатской. После пожара 1812 строится Москва. Среди зданий главное место занимают общественные сооружения: театры, учебные заведения и т.д.

В архитектуре Петербурга это течение за­нимает первую треть XIX века и представлено творениями вы­дающихся зодчих А. Д. Захарова, Тома де Томона, А. Н. Воронихина, К. И. Росси и др.

Андрей Никифорович Воронихин (1759—1814). Значительнейшим произведением Воронихина является Казанский собор в Петербурге (1800—1811). Архитектор поставил здание далеко от проспекта, создав перед ним площадь и окружив её колоннадами наподобие римских.

Андреян Дмитриевич Захаров (1761 — 1811)Среди его работ перестройкаАдмиралтейства.На главном фасаде А. Д. Захаров выделил три основные части: в центре — башню, а по сторонам — боковые портики. Благо­даря этому длинный главный фасад и не производит однообразно скучного впечатления. Огромное значение архитектор придавал декоративно-скульп­турному оформлению здания. Скульптуры прославляют военно-морской флот России.

Среди архитекторов периода Высокого классицизма одним из самых ярких можно назвать Тома де Томона, создавшего в Петергбурге ансамбль Стрелки Ва­сильевского острова.

Архитектор перестроил здание Биржи, напоминающий древнегреческий храм, главный фасад Биржи украшает скульптуры. По сторонам Биржи установлены две большие Ростральные колонны, украшенные выбитыми из меди рострами ( ростры – носовые части кораблей).

Преобразование Москвы в современный благоустроенный город произошло после наполеоновского нашествия и пожара 1812 г.

Архитектор Осип Иванович Бове (1784—1834)занимался реконструкцией Красной площади, В 1819—1822 гг. под стенами Кремля Бове разбил Кремлёвский сад. Самая интересная постройка сада, сохранившаяся до сих пор, — грот «Руины». Он устроен в искусственно насыпанном холме, вход оформляет непропорционально тяжёлая колоннада.

Бове создал проект Театральной площади и здания Большого театра один из ярких образцов стиля ампир в Москве. Монументальное кубическое здание с гладкими стенами обращено в сторону площади колоннадой портика. Над треугольным фронтоном установлена колесница Аполлона.

Последняя постройка зодчего, законченная в год его смерти, — триумфальные ворота у Тверской заставы (1827—1834 гг.).

Доменико Жилярди (1785—1845)В 1817 г. Жилярди занял должность архитектора Воспитательного дома и построил для него здание Опекунского совета.Помимо общественных зданий Жилярди возводил и частные дома. Самый знаменитый из них — особняк Луниных.В числе выдающихся работ мастера можно назвать и реконструкцию подмосковной усадьбы Кузьминки.