Цвет в русской культуре

Открытие красителей стало важной вехой в развитии человеческой куль­туры. Так, открытие красного краси­теля древними греками (об этом рас­сказывается в греческих хрониках Ге­оргия Амартола и Иоанна Малалы) привело к запрету: красный цвет стал привилегией только царей, таким об­разом, носить одежду окрашенную в красный цвет, могли только лица цар­ского рода. Эта традиция надолго ук­репилась в различных культурах.

Любимые цвета восточных славян — белый и красный. Красный цвет — это любимый цвет древнерусских кня­зей. Характерно, что в XVI-XVII вв. в одежде знати и простонародья было очень много красного цвета. Он же был широко распространен в украшении интерьеров.

Слово «красный» в русском языке означало — «светлый, яркий, хоро­ший, красивый, ценный». Красный воспринимался как прекрасный, весе­лый, радостный цвет, как цвет моло­дости. Поэтому и название первого праздника воскресшей весны — Крас­ная горка, связано с этим цветом (горы почитались священными у славян, это обитель Богов, место богослужений и большинства обрядов).

Слово «красный» приобрело значе­ние цвета крови с XV—XVI вв. Оно было унаследовано от древнерусского слова «червленый», так как красную краску на Руси добывали из насеко­мых червецов (червленый цвет).

Красный — символ жизни, радости, праздника в Древней Руси. В иконописи он имеет различное значение в зависимости от формы, включающие этот цвет и структуры всего изображения. Например, красный плащ Георгия Победоносца воспринимался, как знак царской власти и, одновременно, — символ мученичества; план архангела Михаила — как символ «огня и меча»; мафорий, окутываю­щий Еву — как цвет благодарности за искупление первородного греха и дарование вечной жизни.

В Ветхозаветной культуре красный, наряду с белым и золотым, считался символом Света. В новгородской жи­вописи XIII—XIV вв. красный заменял золото фонов, выполнял светоносную и пространственно-организующую фун­кции. В работах А. Рублева красный ромб символизировал Землю.

Белый цвет несет как положитель­ное, так и отрицательное значение. Слово «белый» в древнерусском язы­ке кроме цвета означало еще и «свет­лый», «ясный», «прозрачный», «не­порочный», «безгрешный». По мнению А.Н. Афанасьева, с корнем «бел» («бил») в русском языке связана идея плодородия, изобилия. У древних сла­вян существовало противопоставление белого и черного цветов: западные сла­вяне поклонялись Белобогу (покрови­телю света и добра) и Чернобогу (по­кровителю тьмы и зла). Это верова­ние было некогда общим у всех сла­вянских племен, в том числе и у рус­ских.

Белый цвет символизировал пред­вечное безмолвие в Древней Руси. Он заключал в себе бесконечные потен­ции любой реальности, любой цвет спектра.

Отрицательное значение белый цвет приобрел после Французской револю­ции, которое было перенесено в Россию. После поражения революции контр­революционный террор получил назва­ние «белый террор» (terrur blanche — «белый ужас»). Развитие отрицатель­ного значения этого слова («белый») произошло в период Октябрьской рево­люции (деление на «белых» — чужих, и «красных» — своих). Отрицательное значение слова «белый» проявляется и во взаимоотношениях народа и господ­ствующего класса (чернь, белая кость); в отношении к неумело сделанному или неискусно скрытому (шито белыми нит­ками).

Желтый— воспринимался как радостный, солнечный, весенний цвет. В XVI веке свадебный наряд невесты состоял из желтого летника и красного сарафана. Венец невесты также был желтый. В первый день свадьбы одевали желтые летники, во второй — красный сарафан, являвшийся символом замужества.

Однако он не получил широкого распространения в русской культуре. Использование золотистого в культовой архитектуре и одежде связано больше с византийской традицией, чем собственно с русской. Начиная с 17 в. у желтого цвета формируется отрицательная символика (связано с эпидемией лихорадки в Европе и вызываемыми ею желтыми галлюцинаями). Он становится цветом лжи, обмана, болезни (сумасшествия). Поэтому дарить желтые цветы любимым стало считаться плохой приметой (к разлуке), что сохранилось и до наших дней.

Черный — цвет траура и печали У западных славян (лужицкие сербы)смерть оповещалась посредством чер­ной палки, которая обходила все дво­ры и возвращалась к судье. У поля­ков символом несчастья являлся чер­ный боб.

Черный цвет — символизирует ко­нец, смерть, т. е. завершение любого явления. В XIV—XV вв. он выступает в качестве знака скорби в одежде.

Черный цвет траурной одежды имел вначале определенный смысл — «чер­ный цвет не раздражает покойника, не вызывает у него зависти к живым, в ярких и веселых одеждах». Боль­шинство фразеологизмов в русском языке отражают отрицательную ха­рактеристику со словом «черный» («черный деготь» — символ бесчестия и зла в России). Однако при Петре I черный траур был заменен на синий.

Голубой— в Древней Руси воспри­нимался как небесный, Божественный, трансцендентный цвет. Поэтому купо­ла церквей окрашивались в голубой или в синий с золотыми звездами цве­та. Позднее он становится цветом ро­мантической поэзии. Это безоблачный, нежный, ничем не затуманенный цвет. Многие языковеды считают, что его название происходит от названия го­лубя — у славян бывшего символом кротости, невинности, чистоты. По своему символическому значению го­лубой сходен с «розовым» цветом (Идет из немецкого языка: в 1802 г. немецкий романтик Новалис написал роман «Генрих фон Офтердингер», отсюда пошло выражение «голубой цветок» — символ мечты, некий мис­тический идеал. Голубой цвет — это «мужской» цвет (юного мужчины), поэтому одежда такого цвета предназ­начена для мальчиков (однако во фра­зеологии XX в. выражение «голубой» применительно к мужчине приобрело негативный смысл, означающий муж­чину гомосексуального типа). Серый цвет издавна означал пред­меты невысокого качества. В царской России солдат одевали в сукно серого цвета, отсюда выражение «серая ско­тинка». По отношению к народу се­рый означал «малоразвитый, необра­зованный». В настоящее время это значение сохраняется. Серый цвет стал синонимом всего нетворческого, рутинного, посредственного.

Розовый цвет на Руси связывался с зарей. Во фразеологии стал символом чего-то приятного, ничем не омрачен­ного, символ прекраснодушия. В настоящее время приобрел отри­цательное значение в литературе. Пи­сатели используют розовый цвет для обозначения мнимого, ложного благо­получия. В социальной сфере розовый остается символом юности, «девичь­им» цветом (отсюда и одежда розово­го цвета предназначена для девочек). Выражение «смотрит на жизнь сквозь розовые очки» означает иллюзорное или оптимистичное (часто на грани инфантильного) отношение к жизни, событиям.

Зеленый— символизировал юность, цветение в Древней Руси. В иконопи­си средних веков зеленый использует­ся в основном как цвет «позема», но иногда являлся символом неба с на­полняющими его бесплотными сила­ми. Например, зеленый овал, разделен­ный красным ромбом и квадратом яв­лялся символом трансцендентности божества (Рублев, Дионисий). Купола церквей окрашивались в зеленый цвет, одежда служителей культа также со­держала много этого цвета.

В древности на Руси травянистые растения с лечебными свойствами на­зывали «зельем». Затем появилось название «отрава», которым обозна­чали волшебную траву, с ее помощью привораживали или отвращали. Поз­днее это слово стало синонимом яда (отравы), т. к. им называли водку и табак.

Фразеологические выражения со словом «зеленый» означают «свобод­ный проезд на всем пути следования» («зеленая улица»). Дать «зеленый свет» (или улицу) означает всячески способствовать какому-либо делу, че­ловеку и т. д. Однако в бытовой лек­сике «зеленый человек» означает мо­ральную незрелость (т. е. сохраняет­ся в измененном виде значение зеле­ного цвета как символа молодости). Этот образ существует у многих народов: у немцев («зеленые овощи» — мо­лодежь), англичан («зеленая рука» — означает неопытного человека, «зеле­ная лошадь» — необъезженная ло­шадь). Зеленый цвет в международ­ной системе дорожных знаков означа­ет свободный путь.

 

Искусство начала 18 века

Россия в 18 в. стала догонять ведущие европейские страны. Первым преобразователем стал Петр I. Он пытался перестроить уклад жизни на европейский лад. Большой вклад внес в распространение грамотности среди населения.

Иностранные мастера приглашались на работу в Россию, а русских мастеров отравляли на учебу в Европу (их называли пенсионерами).

Русские мастера стали активно осваивать опыт западноевропейской архитектуры, стала преобладать светская архитектура, а не религиозная. Новые веяния проникали и в культовую архитектуру, примером служит Меньшикова башня.

В 1703г. Петр основал новый город – Санкт-Петербург(название в честь св. Петра). В 1712г. он стал столицей государства. Петр хотел сделать его похожим на Амстердам. С первых лет Петербург стал приобретать вид европейского города. Главными архитекторами и планировщиками города были Доменико Трезини и Жан-Батист Леблон.Планировка и застройка города велась по западноевропейскому образцу: здания ставили вдоль тротуаров главным фасадом на улицу. Дома людей, относящихся к одному сословию, должны были иметь одинаковый вид.

Доменико Трезини составил проекты домов для малоимущих людей и для людей среднего достатка, Жан-Батист Леблон разработал проект жилого дома для очень состоятельных людей.

Начало строительство новой столицы началось с Петропавловской крепости. В 1706г. крепость была возведена в камне. Крепость представляла собой сомкнутую цепь из бастионов (5-угольники на углах здания) и куртин (стены соединяющие бастионы), их высота достигала 10-12м. Вход в крепость украшают Петровские ворота. (Арх. Трезини) в 1717-1718г. Главным сооружением крепости является Петропавловский собор (1712г) (Арх. Трезини). Здесь колокольня уже не привычный русскому глазу восьмерик на четверике, а единый массив, напоминающий европейские колокольни. Отличие также заключается в применении пилястр, портиков, высокого шпиля характерных для европейского искусства.

Высота колокольни - 122,5м. Она выше колокольни Ивана Великого в Кремле, что отмечало превосходство новой столицы. Внутри собор имеет праздничный, парадный интерьер. Входящих в собор сразу привлекает золоченый иконостас. Это уникальный памятник резьбы по дереву, созданный в 1722—1726 гг.

Трезини был автором также Здания 12 коллегий, Летнего Дворца Петра и т.д.

 

 

Искусство начала 18 века

 

Россия в 18 в. стала догонять ведущие европейские страны. Первым преобразователем стал Петр I. Он пытался перестроить уклад жизни на европейский лад. Большой вклад внес в распространение грамотности среди населения.

Иностранные мастера приглашались на работу в Россию, а русских мастеров отравляли на учебу в Европу (их называли пенсионерами).

Русские мастера стали активно осваивать опыт западноевропейской архитектуры, стала преобладать светская архитектура, а не религиозная. Новые веяния проникали и в культовую архитектуру, примером служит Меньшикова башня.

В 1703г. Петр основал новый город – Санкт-Петербург(название в честь св. Петра). В 1712г. он стал столицей государства. Петр хотел сделать его похожим на Амстердам. С первых лет Петербург стал приобретать вид европейского города. Главными архитекторами и планировщиками города были Доменико Трезини и Жан-Батист Леблон.Планировка и застройка города велась по западноевропейскому образцу: здания ставили вдоль тротуаров главным фасадом на улицу. Дома людей, относящихся к одному сословию, должны были иметь одинаковый вид.

Доменико Трезини составил проекты домов для малоимущих людей и для людей среднего достатка, Жан-Батист Леблон разработал проект жилого дома для очень состоятельных людей.

Начало строительство новой столицы началось с Петропавловской крепости. В 1706г. крепость была возведена в камне. Крепость представляла собой сомкнутую цепь из бастионов (5-угольники на углах здания) и куртин (стены соединяющие бастионы), их высота достигала 10-12м. Вход в крепость украшают Петровские ворота. (Арх. Трезини) в 1717-1718г. Главным сооружением крепости является Петропавловский собор (1712г) (Арх. Трезини). Здесь колокольня уже не привычный русскому глазу восьмерик на четверике, а единый массив, напоминающий европейские колокольни. Отличие также заключается в применении пилястр, портиков, высокого шпиля характерных для европейского искусства.

Высота колокольни - 122,5м. Она выше колокольни Ивана Великого в Кремле, что отмечало превосходство новой столицы. Внутри собор имеет праздничный, парадный интерьер. Входящих в собор сразу привлекает золоченый иконостас. Это уникальный памятник резьбы по дереву, созданный в 1722—1726 гг.

Трезини был автором также Здания 12 коллегий, Летнего Дворца Петра и т.д.

 

 

Скульптура. Выдающимся скульптором нач. 18в. был Бартоломео Карло Растрелли(1675-1744) вместе со своим сыном приехал в Россию в 1716г и обрел здесь вторую родину. Он сумел соединить в скульптурных портретах пышную барочную парадность с вдумчивым проникновением в человеческую душу. Работая над портретами, Растрелли внимательно изучает натуру, стремится передать наиболее характерные индивидуальные черты. Первой значительной портретной работой является бюст А. Д. Меншикова выполненный в конце 1716 года. Многократно обращался Растрелли к образу Петра I.

Подлинной удачей Растрелли является бронзовый бюст Петра I (1723-1729): образ, исполненный неукротимой энергии, правдивый и живой, очень динамичный по форме.

Много лет работал Растрелли над конным монументом Петра. Сейчас он находится у Михайловского замка. В 1741 году скульптор закончил работу над статуей "Анна Иоанновна с арапчонком".

ЖивописьДля русской живописи 18 в. был переломным периодом. на смену иконописи. утверждается живопись как светское искусство, стремящееся передать облик реальной действительности. Русская живопись развивалась в тесном контакте с искусством западноевропейских школ. Талантливых художников отправляли учиться за границу (их называли пенсионерами). Главное место в живописи занимает светский портрет написанный маслом. Крупными портретистами начала 18в. были «петровские пенсионеры» Иван Никитин и Андрей Матвеев. Никитин – основатель новой живописи. Его ранние работы понравились Петру, а после поездки за границу Никитин настоящим матером масляной живописи. Никитин является одним из первых (часто называется первым) русских художников, отошедших от традиционного иконописного стиля русской живописи и начавших писать картины с перспективой, так, как в это время писали в Европе. Тем самым он является основателем традиции русской живописи, продолжающейся до настоящего времени.Никитин создал ряд произведений, проникнутых серьезным интересом к человеческой личности. Он показал решительных, суровых, деятельных людей своего времени, выявляя основные черты их сильных характеров. Среди его работ особо знамениты: Портрет Головкина, портрет Петра на смертном ложе. К начале 18 века большое место занимала Гравю́ра - вид графического искусства, подразумевающий создание разными способами печатных форм для тиражирования изображения путём печати с её рельефных поверхностей.Крупнейшим гравером начала XVIII века Алексей Федорович Зубов.В произведениях А. Зубова заинтересованность художника окружающими его явлениями, стремление показать новое, появляющееся и утверждающееся, свидетельствующее, об изменениях в общественной и частной жизни России. Зубов хотел быть документально точным. Барокко в России 18 века

Архитектура. Примером Зрелого барокко считается Зимний дворец, Смольный монастырь, Екатерининский дворец и т.д. все они имеют парадный, торжественный вид, украшены скульптурой, рельефами, колоннами, все фасады зданий разнообразны по художественно-архитектурному оформлению.

Живопись 20-30г. Екатерина I, Петр II, Анна Иоанновна покровительствовали иностранным живописцам. Из иностранных живописцев известным был Луи Каравакк.Каравак много работал как декоратор, писал портреты всех русских монархов от Петра до Елизаветы. Им была основана первая в России рисовальная школа по образцу европейских академий.

Русские художники сер. 18 века не учились за границей, они набирались опыта дома, сохраняя традиции русской живописи. Виднейшими представителями реалистического направления в портрете этого времени были Иван Яковлевич Вишняков, А. П. Антропов и И. П. Аргунов.

Иван Яковлевич Вишняков(1699-1761)В противоположность своим старшим современникам И. Никитину и А. Матвееву Вишняков не учился за границей. Его искусство сформировалось под воздействием русской школы живописи допетровского времени. Вишняков И. Я. руководил работами по декоративно-живописному убранству Зимнего, Петергофского, Летнего и Аничкова дворцов, церкви Зимнего дворца и других парадных интерьеров в Петербурге и пригородах. Вишняков внимательно изучал и тонко передавал лица своих персонажей. Среди работ Вишнякова много детских портретов.

Алексей Петрович Антропов (1716—1795) Он участвовал в росписи дворцов, церквей и других сооружений в Петербурге и в Москве. А. П. Антропов — ученик придворного живописца Луи Каравакка. Антропов умел вылавливать наиболее существенное, и потому портреты обладают удивительной жизненностью. Типичным примером является большой парадный портрет в рост Петра III. Пышная дворцовая обстановка, парадные регалии, оказываются в контрасте с непропорциональной, неимператорской фигурой.Вишняков(1699-1761) - крепостной графа П. Б. Шереметева. Художник работал в тесном контакте с зодчими В.В.Растрелли, М.Г.Земцовым. Художнику нравилась декоративная роскошь парадных нарядов его эпохи, их театральность и праздничность. С восхищением он передает вещность и предметность мира, тщательно, с любовью выписывает изумительные костюмы XVIII столетия, с их тканями со сложными узорами, различных расцветок и фактур