Фресковая живопись

В середине 17 в. художественным центром всей страны стала оружейная палата. Мастера оружейной палаты расписывали церкви, монастыри, палаты, реставрировали старую живопись, писали иконы. Здесь работали талантливые русские мастера, а так же и иностранные.

Фресковая живопись также претерпела изменения. Фрески покрывают станы, столбы, наличники одним узором, в котором жанровые сцены переплетаются с орнаментом. Орнамент присутствует в одежде людей, в архитектуре, в пейзаже. Декоративизм – одна из особенностей фресковой росписи этого периода. Второй особенностью является интерес к человеку, к бытовым сценам, сценам праздников.

Помимо традиционных библейских и евангельских сцен теперь в изобилии встречаются сюжеты из многочисленных житийных циклов, мотивы из Апокалипсиса, хитроумные иллюстрации различных притч. Реальный мир все настойчивее проникал в религиозную живопись. Мастера все чаще прибегают к непосредственным жизненным наблюдениям, более свободно располагают фигуры, вводят в композиции различные предметы обихода, интерьер, где действуют персонажи; более жизненно правдивой стала жестикуляция и т. д. Традиционные евангельские сцены усложнялись бытовыми подробностями, место действия конкретизировалось.

Примером может служить ярославская церковь Ильи Пророка, которую в 1681г. расписывали мастера Оружейной палаты. Уделяется внимание вспомогательным деталям: прорисована трава, где то видны цветы, прорисованы дома на заднем плане, прописаны узоры на одеждах.

Сюжеты становятся многоплановыми, в них появляется много движения. Фрески 17 века отличаются от росписей предыдущих веков малыми размерами, теперь они располагаются рядами друг за другом, в то время как раньше одна фреска могла занимать всю стену.

Нововведением становится портретный жанр. Первые портреты – парсуны родились на рубеже 16-17в. с портретов Ивана Грозного, Федора Иоанновича, князя Скопина-Шуйского. Они еще близки к иконе, но в них присутствует портретное сходство с натурами.

По стилю, приёмам и материалам живописи парсуны первоначально ничем не отличаются от икон, выполняются на иконных досках с ковчегом. Иногда пишется такой составляющий элемент иконы, как нимб вокруг головы персонажа. Во второй половине XVII века парсуна часто пишется на холсте в технике масляной живописи, хотя манера исполнения продолжает содержать иконописные традиции. Временем окончательного превращения парсунной живописи в западноевропейский живописный портрет считаются 1660-е годы, однако, в провинции техника парсуны существовала и в более поздний период.

Наиболее известным автором парсун считается Симон Ушаков.