Монументальная живопись и иконопись Новгорода

Искусство Новгорода и Пскова в 13-15 вв.

Развитие древнерусского искусства было нарушено в первой половине 13 в. монгольским нашествием. Однако татарское иго не сломило творческий дух русского народа, наоборот, происходил рост русского национального самосознания. Развитие искусства в 14-15вв. наблюдается в Москве, Твери, Новгороде.

Особенности архитектуры Новгорода: малые размеры и простые формы храмов, изменяется система кладки, отказ от боковых абсид, широкая расстановка столбов, тайники для хранения казны, окна имеют стрельчатые завершения, декор экстерьера (Церковь Николы на Липне, церковь Спаса на Ильине).

Особенности архитектуры Пскова: Заменяли квадратные в плане столбы на круглые, пристраивались дополнительные помещения.

Живопись.В конце 14 века местные мастера Новгорода испытали влияние великого византийца Феофана Грека. От Феофана осталось немного работ, хотя известно, что он расписал несколько церквей в Новгороде и Москве. В 1378 году он начал работу над росписью церкви Спаса Преображения на Ильинеулице. Цветовая гамма Феофана сдержанна, форма, складки одежд лишены детализации, монохромность сообщает его образам еще больше силы и внутренней цельности. Общий тон росписи контрастирует с яркими белильными высветлениями – пробела.

Манера Феофана Грека в иконописи значительно отличается от фресковой. Примеры:Икона Преображение, Богоматерь Донская.

Новгородская школа иконописи Расширяется круг тем. Тяжелые фигуры становятся более стройными и пропорциональными. Новгородские художники любят чистые яркие цвета, особенно сочетание ярко-красного и белого, придающие иконам праздничный характер.

Псковская школа иконописи. Для псковской иконописи характерна своеобразная манера трактовки сюжетов и особая колористическая гамма в которой преобладают сочетания темно-зеленого, белого и красно-коричневых тонов.

 

 

Новгородское искусство становиться более реалистичным, более человечным и эмоциональным. Расширяется круг тем. В лицах святых былой канон уступает место более жизненным изображениям

В конце 14 века местные мастера испытали влияниевизантийца Феофана Грека.Живопись Феофана отличается толстыми мазками, форма лишена детализации, палитра мастера сдержанна, монохромна. Приглушенный общий тон росписи пронизан яркими белильными высветлениями - пробела, они символизировали Божественный Свет. Работы отличаются монументальностью, внутренней силой и драматической выразительностью образов, Писал фрески, иконы, миниатюры (Работы Ф.Грека: Роспись церкви Спаса Преображения на Ильине улице, Иконостас Благовещенского собора Московского кремля).

Новгородская иконопись. Художники любят чистые яркие цвета, особенно сочетание ярко-красного и белого, придающие иконам праздничный характер, выбирают простые, понятные всем сюжеты, наполняют традиционные композиции бытовыми подробностями. Обращаются к новгородской истории ранних лет. Например икона «Битва Суздальцев с новгородцами»: Изображен эпизод из военной истории древнего Новгорода: изображен эпизод из военной истории древнего Новгорода: в 1169 г. суздальцы захватили Новгород.

Псковская живопись как монументальная, там и станковая, имеет много отличий от новгородской. В псковских иконах фигуры более тяжелы и неподвижны, чем новгородские. В цветовой гамме преобладают темно-зеленый, белый и красно-коричневый тон. По своему трактуют канонические образы. (Пример: икона Борис и Глеб на конях – 1 русские люди канонизированные, Собор Богоматери).