Становление новой российской государственности.

Литература

План

Литература

План

Социально-экономическое развитие

Экономическая реформа 1965 г, началась в соответствии с решениями мартовского (по сельскому хозяйству) и сентябрьского (по промышленности) пленумов ЦК КПСС (1965).

В промышленности:

- Переход от территориального принци­па управления (совнархозы) к отрас­левому (министерства).

- Совершенствование планирования и повышение самостоятельности предприятий.

- Усиление экономического стимулирования коллективов и повышение материальной заинтересованности работников.

- Меры по усилению активности трудовых коллективов.

В сельском хозяйстве:

- Уменьшение плана обязательных поставок зерна государству, установление твердого плана закупок продукции на пять лет (1966 – 1970).

- Повышение закупочных цен.

- Введение 50%-х надбавок к ценам за сверхплановую продукцию.

- Введение гарантированной оплаты труда для колхозников.

- Отмена ограничений в отношении личных подсобных хозяйств.

- Укрепление материально-технической базы колхозов и совхозов.

Реформа началась с упразднения совнархозов, введенных при Хрущеве, и восстановления отраслевых министерств. Было создано 11 общесоюзных министерств и 17 союзно-республиканских. Пред­полагалось сочетать централизованное управление через министер­ства с автономией предприятий и расширением их возможнос­тей материально поощрять работников. Были разработаны «улучшенные» показатели планирования и стимулирования эко­номической деятельности предприятий. Число обязательных пла­новых показателей сократилось. Часть доходов оста­валась в распоряжении директоров предприятий и составляла фонд материального поощрения работников, фонд соцкультбыта и фонд обновления производства. На новые экономические условия переводились те предприятия, где был высокий уро­вень рентабельности, поэтому реформа началась в легкой и пище­вой промышленности.

 

 

Лекция 8. Тема 7. СССР в 1953 – 1991 гг.

1. Внешняя политика Советского Союза в 1953 – 1984 гг.

2. «Перестройка» в СССР. Распад Советского Союза.

Основная литература

1. Глуховский, В.Ф. Отечественная история. Курс лекций [Текст] : учеб. пособие для студентов высших учебных заведений неисторических специальностей / В.Ф. Глуховский. – 3-е изд., доп. и перераб. – Оренбург: Изд. центр ОГАУ, 2008. – 644 с.

Дополнительная литература

1. Кирсанов, Р.Г. Реформирование банковской системы СССР в годы перестройки / Р.Г. Кирсанов // Российская история. – 2010. – № 2. – С. 62 – 72.

2. Конорева, И.А. СССР и война во Вьетнаме. 1965 – 1975 гг. / И.А. Конорева, И.Н. Селиванов // Военно-исторический журнал. – 2008. – № 6. – С. 37 – 41.

3. Отечественная история [Элект. ресурс] // http://www.lants.tellur.ru/history/index.htm

 

1. Внешняя политика Советского Союза в 1953 – 1984 гг.

Советское руководство после смерти Сталина было вынуждено переосмыслить внешнеполитическую стратегию СССР. Смягчает­ся международная напряженность, снижается острота противосто­яния с Западом. Происходят реальные изменения во внешней по­литике, которые отразились и на внутреннем положении. Из внешнеполитической доктрины изъят тезис о неизбежности тре­тьей мировой войны, произведены сокращения объемов военной экономии и численности армии. 25 января 1955 г. последовал указ Президиума ВС СССР о прекращении состояния войны с Германией, что создавало благоприятные условия для нор­мализации обстановки вокруг ФРГ, ГДР и Западного Берлина. Однако вступление ФРГ в НАТО изменило эту тенденцию. В ответ СССР срочно принял меры по консолидации стран Восточной Ев­ропы. В мае 1955 г. был подписан Варшавский договор,который оформил военно-политический союз семи восточно-европейских государств под эгидой СССР. Процесс оформления двух блоков, разделявших мир по линии Восток-Запад, завершился. Попытки обрести больше свободы жестко, иногда с применением военной силы, подавлялись (события в Венгрии 1956 г.).

Одним из самых ярких событий в международной жизни хру­щевского времени стал Карибский кризис. В 1962 г. советское ру­ководство решило создать на Кубе ракетно-ядерную базу как сред­ство давления на своего основного соперника – США. Это был ответ на создание США ракетно-ядерной базы у границ СССР в Турции. Формально решение было оформлено в виде просьбы ру­ководства Кубы во главе с Ф. Кастро помочь укреплению обороны Острова Свободы на Американском континенте. Решение, приня­тое Хрущевым под влиянием военных, было ошибочным и опас­ным. Американская разведка раскрыла планы СССР. Президент США Д. Кеннеди занял жесткую позицию – решено установить блокаду Кубы с воздуха и с моря. Вооруженные силы США и НАТО, СССР и ОВД были приведены в полную боевую готовность. Мир подошел к грани третьей мировой войны, войны ракетно-ядерной, которая могла уничтожить весь мир.

К счастью, у руководства СССР и США хватило разума остано­виться и начать поиски путей политического разрешения конф­ликта. В ходе переговоров советское руководство отказалось от своего замысла и согласилось демонтировать оборудование, уста­новленное при строительстве ракетной базы на Кубе. В ответ ру­ководство США согласилось вывести свои ракеты из Турции и снять блокаду Кубы. Это стало серьезным уроком для всего миро­вого сообщества. Карибский кризис стал тяжелым испытанием для сложившейся биполярной системы мира, утвердил приоритет политических методов решения международных проблем.

СССР провел крупные акции по сокращению численности Во­оруженных сил. В течение 1955 – 1958 гг. были уволены 2 млн. 140тыс. военнослужащих. СССР прекратил весной 1958 г. испы­тания термоядерного оружия, призвав США и Великобританию последовать его примеру. В течение 5 лет, с 1958 по 1963 г., велись переговоры о запрещении ядерных испытаний между СССР, США и Великобританией, которые закончились договором о запреще­нии испытаний ядерного оружия в трех средах – в атмосфере, в кос­мосе и под водой. Одновременно жестко контролировалась ситуа­ция в странах Восточной Европы, входивших в лагерь социализма.

Приоритетная задача во внешней политике 60 – 80-х гг. – укрепление и расширение социалистического лагеря и распространение влияния СССР на новые регионы путем поддержки антизападных движений и режимов, в том числе военными методами. Зоны геополитического влияния СССР теперь включали не только исторически традиционные для России регионы в Европе и Азии, но и ряд стран Африки и Латинской Америки. Вмешательство СССР в дела стран социалистического содружества усилилось. Руководство Чехословакии весной 1968 г. предприняло попытку выйти из зоны влияния СССР, внедрить рыночные механизмы в экономику и демократизировать общество – реализовать идею «социализма с человеческим лицом». Однако попытки реформ были остановлены извне. По инициативе советского руководства в августе 1968 г. в страну были введены войска СССР, Польши, Болгарии, Венгрии и ГДР (стран-членов ОВД). Произошла смена руководства Чехословакии, опасный прецедент был ликвидирован, но он обострил проблемы во взаимоотношениях СССР и стран социалистического содружества.

Гонка вооружений, военное соперничество Востока и Запада достигли запредельных масштабов. Запад ставил целью не только обеспечить первенство в военном отношении по сравнению с СССР, но и измотать его экономически. Однако к началу 70-х гг. СССР ценой огромных усилий догнал США по количеству ядерных зарядов. Было достигнуто примерное равновесие ядерных потенциалов двух сверхдержав. Паритет в военно-стратегической области стал основой для некоторой разрядки международной напряженности между Востоком и Западом. Общеевропейское совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, которое проходило в Хельсинки в 1973 – 1975 гг. с участием США и Канады, определило основные принципы взаимоотношений между странами (хельсинские соглашения).

В ходе «холодной войны» были накоплены такие огромные арсеналы средств массового уничтожения, что можно было уничтожить все человечество. Наращивание военного потенциала становилось бессмысленным и крайне опасным для жизни на Земле. Поэтому между СССР и США были заключены договоры об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1, ОСВ-2) .

В течение более десяти лет (1964 – 1975) масштабная помощь оказывалась Северному Вьетнаму в борьбе против американской агрессии. С июля 1967 г., с началом арабо-израильской войны на Ближнем Востоке, СССР занял однозначно проарабскую позицию и направил в Египет и Сирию не только большое количество оружия, но и военных специалистов. СССР оказывал поддержку движениям за освобожде¬ние от колониальной независимости в Анголе, Мозамбике, Гвинее-Бисау. Их борьба закончилась победой в середине 70-х годов, но в этих странах начался длительный этап внутренних конфликтов, в которых СССР также принимал участие, помогая группировкам промарксистской ориентации. Просоветски ориентированным силам оказывалась поддержка в ходе гражданских войн в Эфиопии и Никарагуа.

Наиболее крупной и долговременной акцией был ввод советских войск в Афганистан (1979). СССР оказался втянутым в гражданскую войну в этой стране на многие годы, что принесло ощутимые материальные, человеческие и политические потери. По официальным данным, в этой необъявленной войне погибло около 14 тыс. советских военнослужащих, ранено 35 тыс., пропало без вести или попало в плен более 300. Мировое сообщество отрицательно отнеслось к этой акции советского руководства. Большинство стран-членов ООН осудили Советский Союз. На Западе была развернута масштабная антисоветская кампания. В 1980 г. был объявлен бойкот XXII Олимпийским играм в Москве, ни одна западная страна не прислала на них своих представителей. К СССР были применены международные санкции. Доступ в страну из-за рубежа лучших образцов техники и наукоемких технологий фактически прекратился.

Договор с ФРГ (1970) предусматривал отказ от применения силы и признание границы по Одеру – Нейсе. ФРГ признавала также послевоенные границы Польши. Между державами было подписано соглашение о гарантиях свободного доступа в Западный Берлин, расположенный на территории ГДР. Ранее из-за этого имели место конфликты. В декабре 1972 г. ФРГ и ГДР взаимно признали друг друга. СССР имел в этот период колоссальное влияние в мире. Зоны геополитического влияния существенно расширились.

 

2. «Перестройка» в СССР. Распад Советского Союза.

11 марта 1984 г. на внеочередном пленуме ЦК КПСС Генеральным секретарем ЦК был избран М.С. Горбачев, который провозгласил курс на реформы.

На начальном этапе перестройки (1985 – 1986) ставились задачи – «улучшение социализма», ускорение развития, привлечение неиспользованных резервов и рывок в соревновании с западными странами, гласность.

В апреле 1985 г. на пленуме ЦК КПСС в качестве стратегической цели был провозглашен курс на ускорение социально-экономического развития страны. Ставка была сделана на научно-технический прогресс, техническое перевооружение машиностроения и возрастание роли человеческого фактора, т.е. повышение трудовой дисциплины и инициативы работников всех уровней. Коммунистические реформаторы надеялись преодолеть и такие опасные тенденции, как коррупция и безответственность чиновников, падение авторитета руководства страны и КПСС. Речь шла лишь о ликвидации наиболее нетерпимых деформаций системы.

В экономике были предприняты меры по наведению порядка, повышению ответственности и широкой замене руководящих кадров. Эти меры были поддержаны в обществе и имели определенную отдачу. В 1985 – 1986 гг. темпы роста производительности труда в промышленности и строительстве повысились в 1,3 раза, в сельском хозяйстве – в 2 раза, на железнодорожном транспорте – в 3 раза. С мая 1985 г. началась широкомасштабная антиалкогольная кампания, которая первоначально имела позитивный эффект. По официальной статистике, потребление алкоголя на душу населения уже в 1985 г. сократилось до 7,2 л, а в 1988 – до 3,7 л. Эти первые результаты создавали впечатление правильности выбранной стратегии и практической политики. На XXVII съезде партии была принята новая редакция Программы КПСС. Основной задачей деятельности правящей партии было провозглашено «совершенствование социализма».

Одной из важнейших мер экономической реформы второй половины 80-х гг. стало введение на производстве полного хозяйственного расчета, включающего самоокупаемость и самофинансирование. Экономическая самостоятельность предприятий предусматривала пересмотр методов планирования и переход к нормативным показателям. Предполагалось, что госзаказ заменит директивное планирование, однако партийно-государственные органы стремились сузить рамки госзаказа, следствием чего явилось повышение цен на произведенную продукцию и сокращение реального ее выпуска. Это подтолкнуло экономику и потребительский рынок к инфляции. Ситуация усугублялась снижением цен на нефть, ее продукты и газ на мировом рынке, что сократило бюджетные поступления.

Символом перестройки в духовной и политической жизни стала гласность, т. е. возможность говорить открыто, в том числе в средствах массовой информации, обо всем, что волновало общество. Движение за развитие гласности проходило под лозунгами «Больше демократии, больше социализма!», «Возвращаясь к Ленину...» и др. Идеологи перестройки подчеркивали, что партия выступает за развитие гласности в интересах социализма.

На втором этапе (1987 – первая половина 1988 г.) основными задачами стали либерализация экономики, введение рыночных элементов при сохранении сущности социалистического хозяйства.

В ноябре 1986 г. был принят закон об индивидуальной трудовой деятельности в сфере кустарных промыслов, торговли и услуг (вводился в действие с 1 января 1987 г.). Закон разрешал в свободное от основной работы в общественном производстве время индивидуально заниматься некоторыми видами трудовой деятельности. Новые элементы в экономику вводил закон о создании кооперативов в сфере производства товаров народного потребления, общественного питания и услуг. Народное хозяйство страны продолжало работать по старой схеме. Активно использовались методы приказного нажима, политических кампаний. Оставшаяся непоколебимой административно-командная система управления народным хозяйством и бюрократический аппарат (более 18 млн. человек) тормозили позитивные новации.

Провозглашение гласности позволило средствам массовой информации стать важнейшим двигателем преобразований, выразителем идей и настроений, которым не было места в консервативных политических структурах. Постепенное приходило понимание необходимости более глубоких преобразований, смены экономической модели. В июне 1987 г. на пленуме ЦК КПСС были утверждены задачи экономической реформы. Ее целью провозглашался переход от преимущественно административных к экономическим методам руководства, к управлению интересами и через интерес. Советы трудовых коллективов наделялись широкими полномочиями вплоть до права избирать руководителей предприятий. Принимается закон «О государственном предприятии», который должен был стать основой для коренной перестройки управления экономикой. Возникла новая форма деловой жизни в виде кооперативного движения. По замыслу создателей закона «О кооперации», кооперативы должны были способствовать насыщению потребительского рынка, однако этого не произошло.

На третьем этапе (вторая половина 1988 – 1989 г.) ставились задачи углубления рыночных реформ и реформирования политической сферы.

Коммунистическая партия, во многом благодаря позиции М. С. Горбачева, еще сохраняла роль инициатора преобразований в стране. В 1988 г. на XIX Всесоюзной конференции КПСС впервые за годы советской власти был поставлен вопрос о необходимости глубокой реформы политической системы. Решения XIX конференции КПСС были ориентированы на соединение социалистической реальности с некоторыми элементами либерализма. В частности, провозглашался курс на создание правового социалистического государства, развитие парламентаризма в советской форме и даже разделение властей, хотя КПСС оставалась главной политической силой.

В 1988 г. в стране появились первые независимые общественно-политические организации и партии. Первой оппозиционной партией провозгласил себя Демократический союз (лидер В.Н. Новодворская). Возникают Народные фронты — массовые политические организации. Уже к середине 1989 г. Народный фронт Эстонии насчитывал 60 тыс. человек, Народный фронт Латвии — 116 тыс., Саюдис (в Литве) — 180 тыс. человек.

 

 

Лекция 9. Тема 8. Россия на путях обновления (90-е гг. XX в. – начало XXI в.).

 

1. Становление российской государственности.

2. Социально-экономическое развитие Российской Федерации.

3. Россия и мировое сообщество.

Основная литература

1. Глуховский, В.Ф. Отечественная история. Курс лекций [Текст] : учеб. пособие для студентов высших учебных заведений неисторических специальностей / В.Ф. Глуховский. – 3-е изд., доп. и перераб. – Оренбург: Изд. центр ОГАУ, 2008. – 644 с.

Дополнительная литература

1. Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова // http://www.hist.msu.ru/ER/index.html

2. Вербицкая, О.М. Население российской деревни в демографическом кризисе 1990-х гг. / О.М. Вербицкая // Российская история. – 2009. – № 4. – С. 114 – 131.

3. Гусарова, М.Н. Императивы инновационной экономики и формирование научно-технической интеллигенции в современной России (1991 – 2009 гг.) / М.Н. Гусарова // Российская история. – 2010. – № 2. – С. 73 – 80.

4. Земцов, Б.Н. Уроки Конституции 1993 г. / Б.Н. Земцов // Российская история. – 2010. – № 1. – С. 93 – 100.

5. Материалы русской истории // http://catalog.vlgmuk.ru/index.pl

6. «Россия – XXI» // http://www.ecc.ru/XXI/RUS_21/rus_21.htm

Становление российской государственности начало осуществляться еще до прекращения существования СССР. Принятие Декларации о государственном суверенитете России в ходе I съезда народных депутатов РСФСР 12 июня 1990 г. положило начало реальному становлению российской государственности и институтов ее власти и управления, независимых от СССР.

С конца 80-х годов в русле курса на перестройку и гласность, провозглашённого Генеральным секретарем ЦК КПСС М.С. Горбачевым, началась демократизация советской политической системы. В этом процессе важная роль отводилась повышению роли представительных и законодательных органов в политической системе страны. В результате поправок к Конституции СССР, принятых в октябре 1988 г., в нашей стране началась конституционная реформа. Одним из ключевых ее элементов стало установление двухуровневой представительной системы, состоящей из Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. Вместо Верховного Совета высшим органом государственной власти становился Съезд народных депутатов СССР.

В марте 1990 г. Верховный Совет СССР принял новую редакцию Конституции СССР, в которой кардинально изменилась ст. 6. Тем самым в общественно-политической жизни страны закреплялся отказ от монополии КПСС и признавалось наличие в СССР многопартийности.

После событий августа 1991 г., когда российское руководство предотвратило реализацию планов ГКЧП, фактически вся полнота государственно-политической власти перешла от союзного Центра в руки руководства республики. В 1991 г. в результате распада СССР на международной политической арене появилось новое государство — РСФСР, которое 21 апреля изменило свое официальное название – Российская Федерация — Россия.

Федерация(от лат. foederatio союз, объединение) — форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью; действуют единая конституция, единые союзные органы государственной власти, устанавливаются единое гражданство, денежная единица.

Одной из важнейших задач нового периода российской истории стало сохранение территориальной целостности России. Такая угроза существовала реально. Некоторые республики, входившие в состав России, заявили о своем суверенитете и об отказе от статуса автономий. Чечня, Татарстан, Башкортостан, Якутия взяли курс на выход из состава Федерации.

31 марта 1992 г. в Москве был подписан Федеративный Договор, разграничивавший полномочия федеральных и региональных органов власти. Субъектами Федерации признавались республики в составе РФ, края, области, автономные образования, а также Москва и Ленинград как города федерального значения. Руководители Татарстана и Чеченской Республики отказались от подписания Федеративного договора, заявив о своем суверенитете и независимости от федерального центра. Татарстан присоединился к договору 15 февраля 1994 г., оговорив себе особые условия – владение, пользование и распоряжение землей, недрами, водными и другими природными ресурсами было отнесено к исключительному ведению Татарстана. Ему было предоставлено право экспортировать продукцию военных заводов, а в начале 1994 г. распоряжаться добываемыми здесь газом и нефтью.

К июню 1998 г. подобные договора были заключены с 46 субъектами Федерации. 4 июня 1999 г. – принятие Федерального Закона «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации».

2002 г. – подписание документов, прекращающих действие Договоров, в связи с тем, что «цели договоров достигнуты». Специфические отношения сложились с Республикой Ичкерия (Чечня). В ходе двух русско-чеченских кампаний республика осталась в составе РФ. Но договор пока не подписала.

В условиях становления новой России на первое место вышли вопросы, связанные с государственным устройством. В конституциях России и автономных республик уже были осуществлены некоторые изменения: исключены из официального названия государства слова «советский» и «социалистический», избирательная система приобрела демократический характер, расширились права в местных органах власти. В то же время разделение властей было проведено непоследовательно, в целом система власти сохраняла многие черты прежней, советской системы.

В России действовали три ветви власти: законодательная власть в лице Съезда народных депутатов и двухпалатного Верховного Совета; исполнительная власть – президент и назначаемое им правительство; высшая судебная власть – Конституционный суд. В действующую Конституцию постоянно вносились поправки, дополнения и изменения, часто противоречащие друг другу. Каждая ветвь власти стремилась увеличить свои властные полномочия, позиции, что неизбежно вело к спорам и конфликтам.

У России были три возможных пути государственно-политического развития:

1. создание президентской республики;

2. парламентской республики;

3. парламентско-президентской республики.

В первом случае перевес власти находился бы у президента, так как он имел бы право формировать правительство и отправлять его в отставку и при необходимости распускать парламент и объявлять новые выборы. Во втором случае право назначать подочетное правительство получал парламент, а полномочия президента сильно ограничивались, либо эта должность упразднялась. Парламентско-президентская республика подразумевала своеобразный конгломерат двух первых вариантов государственного правления.

В соответствии с изменениями от 9 и 10 декабря 1992 г., внесенными в Конституцию РФ, система государственной власти основывалась на принципах разделения законодательной, исполнительной и судебной властей. При этом полномочия высшего законодательного и представительного органа власти в лице Съезда народных депутатов РФ и формируемого им Верховного Совета РФ являлись доминирующими. По прежней Конституции Президент РФ являлся высшим должностным лицом и главой исполнительной власти. Отнесение поста Президента к исполнительной власти в рамках поправок по существу ставило его под полный контроль Верховного Совета.

К 1993 г. среди народных депутатов произошло окончательное размежевание сторонников конструктивного сотрудничества законодательных и исполнительных органов государственной власти и сторонников бескомпромиссного противодействия политическому курсу Президента Б.Н. Ельцина.

В январе 1993 г. Б. Ельцин предложил заключить конституционное соглашение с руководством Верховного Совета. Парламентские лидеры во главе с Р. Хасбулатовым выступили против инициативы Президента, их поддержал Конституционный суд, возглавляемый В.Д. Зорькиным. Тогда 20 марта 1993 г. Б.Н. Ельцин обратился по телевидению ко всем гражданам России, заявив, что он вводит в действие Указ № 379 «Об особом порядке управления страной вплоть до преодоления кризиса власти».

В накалившейся обстановке в конце марта 1993 г. собрался IX (внеочередной) съезд народных депутатов. В ходе его работы в адрес Президента были выдвинуты обвинения в превышении полномочий и поставлен вопрос о его отстранении от должности. Однако импичмент не состоялся, так как не хватило 70 голосов. В итоге было найдено компромиссное решение о проведении всероссийского референдума. На референдум было вынесено четыре вопроса:

1. Доверяете ли Вы Президенту РФ Б.Н. Ельцину?

2. Одобряете ли Вы социально-экономическую политику, проводимую Президентом РФ и Правительством РФ с 1992 г.?

3. Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов Президента РФ?

4. Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов народных депутатов РФ?

25 апреля был проведен референдум. Из 69 млн. человек, участвовавших в референдуме, свыше половины поддержали президента и проводимую им социально-экономическую политику. За досрочные выборы депутатов проголосовали 67,6% избирателей. Итоги референдума, означавшие победу президентских сил, углубили политический кризис.

Противостояние ветвей власти предельно обострилось к осени 1993 г. Ожесточённая борьба за власть привела к тому, что 21 сентября 1993 г. был обнародован Указ Президента РФ Б.Н. Ельцина № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», который прерывал осуществление законодательной, распорядительной и контрольной функций Съездом народных депутатов РФ и Верховным Советом РФ.

Ответом на эти действия Президента Б.Н. Ельцина явилось принятое в тот же день, 21 сентября 1993 г., постановление Президиума Верховного Совета РФ «О немедленном прекращении полномочий Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина». Итогом этой открытой конфронтации стали события 3 – 4 октября 1993 г. в Москве, сопровождавшиеся вооружёнными столкновениями и завершившиеся штурмом Дома Советов на Краснопресненской набережной, санкционированным Президентом Б.Н. Ельциным. Так в новейшей политической истории России завершилась эпоха Съездов народных депутатов и Верховных Советов.

Началось время демократизации. Оформилась новая иерархия органов государственной власти.

Государственный орган (от греч. organon – орудие, инструмент) – относительно самостоятельная часть государства, создаваемая для осуществления определенного вида государственной деятельности и наделенная государственно-властными полномочиями.

Черты органов государственной власти:

- наделены государственно-властными полномочиями;

- образуются и действуют в установленном государством порядке;

- уполномочены государством осуществлять его задачи и функции;

- являются составной частью единой системы органов государственной власти РФ.

Новая система органов власти начала формироваться после принятия Основного закона государства – конституции.

Конституция – это основной закон государства, закрепляющий главные начала государственного строя страны.

Конституция была принята 12 декабря 1993 г. на референдуме, получив одобрение большинства из участвовавших в голосовании граждан России.

Референдум(от лат. referendium) — форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного масштаба.

Новая Конституция РФ:

— закрепила федеративную форму государственного устройства. Россия – демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления;

— установила принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, каждая из которых является самостоятельной;

— определила состав РФ – 89 субъектов РФ;

— главой государства является Президент, который выступает как гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина;

— представительная, или законодательная, власть принадлежит Федеральному Собранию;

— исполнительная власть принадлежит Правительству;

— судебная власть принадлежит Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ.

Принятие Конституции РФ 1993 г. завершило в основном политическую реформу в России и создало правовые основы постсоветской государственности. В своей совокупности государственные органы РФ образовывали единую систему. Согласно Конституции (ст. 11), в нее входят органы государственной власти РФ и органы государственной власти ее субъектов. Единство системы государственных органов РФ обусловлено тем, что эта система основывается на государственной целостности России, на единстве системы государственной власти. Единство системы проявляется в разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов.

12 декабря 1993 г. состоялись выборы в новый орган государственной власти – Федеральное Собрание РФ. В состав Совета Федерации вошло по два представителя от каждого субъекта Федерации (всего 178).

Выборы в Государственную Думу проводились по смешанной, мажоритарно-пропорциональной системе: половина депутатов – 225 человек — избирались по пропорциональной системе – избиратель голосует по стране в целом за партию, и партия, преодолевшая 5%-ный барьер, получает количество мест, пропорциональное набранным голосам; другая половина – 225 депутатов – избирается по мажоритарным округам.

Государственная Дума первого созыва приняла большое количество законов, закрепивших основы деятельности центральных и местных органов власти, а также Гражданский кодекс РФ (ч. 1 и 2), Арбитражный процессуальный кодекс РФ, Семейный кодекс РФ.

Среди достижений Государственной Думы второго созыва принятие Уголовного кодекса РФ, Бюджетного кодекса РФ, Налогового кодекса РФ (ч. 1), ряд федеральных законов.

В ходе работы Государственной Думы третьего созыва были приняты конституционные законы «О Государственном флаге РФ», «О Государственном гербе РФ», «О Государственном гимне РФ», Кодекс РФ об административных правонарушениях, Таможенный кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ.

В период деятельности Государственной Думы четвертого созыва в Думе возникла принципиально новая ситуация, когда устойчивое парламентское большинство было сформировано одной партией – партией «Единая Россия», значительно опередившей все другие партии на парламентских выборах. Это новое соотношение партийно-политических сил в Думе позволило обеспечить широкую поддержку курсу Президента РФ В.В. Путина и законодательным инициативам Правительства РФ.

В период деятельности Государственной Думы пятого созыва современный российский парламентаризм поднялся на новый уровень. В Конституцию РФ были внесены поправки о том, что Правительство РФ представляет Государственной Думе ежегодные отчёты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой. В соответствии с этой конституционной нормой Председатель Правительства РФ В.В. Путин в апреле 2009 г. впервые выступил с годовым правительственным отчётом перед депутатами и ответил на их вопросы. По итогам рассмотрения ежегодного отчёта Правительства Государственная Дума принимает соответствующее постановление.

В целом, начиная с 2000-х гг. произошли значительные изменения в организации государственной власти России: созданы семь федеральных округов и назначены полномочные представители Президента в округах, что способствовало централизации власти. С 2003 г. начался процесс укрупнения регионов. В новых условиях был поднят вопрос о реализации национальных проектов.

На современном этапе развития России первостепенными задачами остаются обеспечение целостности РФ и сохранение общественно-политической стабильности в стране в интересах всего общества.