Правление Екатерины I.
Реформы в области образования и культуры.
В основе развития науки и техники в период правления Петра - практические потребности государства. Большие успехи достигнуты в геодезии, картографии, гидрографии, в изучении недр и поиске полезных ископаемых.
По инициативе и при деятельном участии Петра положено начало собиранию научных коллекций. В 1719 г. для всеобщего обозрения в Петербурге открыта Кунсткамера. Итогом достижений Петровской эпохи в области науки и образования стал указ от 28 января 1724 г. о создании в Петербурге Академии наук, но открытой уже после смерти императора в 1725 г.
Впервые при Петре I образование стало делом государственной политики. Открывались общие и специальные школы, созданы условия для основания Академии наук, начала выходить первая печатная газета «Куранты». Первыми появились Навигацкая и Артиллерийская школы (1701), Медицинское училище (1707), Инженерная школа (1712). На Уральских заводах открылись горно-заводские училища.
В первой четверти XVIII в. начальное образование в провинции осуществлялось в трех типах школ: 46 епархиальных, готовящих священнослужителей; 42 цифирных – для подготовки местных мелких чиновников; в гарнизонах – для обучения солдатских детей. Тем, кто не имел свидетельства об окончании цифирной школы, даже не разрешалось жениться.
Важным нововведением Петровской эпохи стало введение в России юлианского календаря с 1 января 1700 г. До этого страна жила в другом времени. Летоисчисление велось от сотворения мира (григорианский календарь). В соответствии с ним в России шло восьмое тысячелетие, а Европа вела счет от рождества Христова и жила во втором тысячелетии. В результате реформы календаря Россия стала жить в одном времени с Европой.
3. Дворцовые перевороты второй четверти – середины XVIII в.
Смерть императора Петра I в 1725 г. привела к длительному кризису власти. Особенности эпохи:
1. монарх играл роль марионетки;
2. сильное влияние фаворитов и временщиков на монархов;
3. повышение роли окружения монархов, усиление позиций и влияния иностранцев при дворе во время правления Анны Иоанновна;
4. приход к власти монархов путем военного переворота и свержения предыдущего;
5. борьба различных дворцовых группировок, которые стремились возвести на престол своего ставленника;
6. усиление роли гвардии, ставшей главным инструментом дворцовых переворотов.
28 января 1725 г. при поддержке Преображенского и Семеновского полков, вопреки мнению Сената, Екатерина I была возведена на престол. В целях ослабления роли Сената и укрепления центральной власти в 1726 г. при Екатерине I учреждается Верховный тайный совет. В его состав вошли А. Д. Меншиков, Ф. М. Апраксин, Г. И. Головкин, Д. М. Голицын, А. И. Остерман, А. П. Толстой. Главную роль в Совете играл А. Д. Меншиков, который пользовался неограниченным влиянием на императрицу.
В целом деятельность Екатерины I и ее «верховников» характеризовалась отказом от широкой преобразовательной программы Петра I, снижением роли Сената. Торговля и промышленность, лишившиеся в послепетровское время финансовой и административной поддержки государства, были поставлены в неблагоприятные условия.
6 мая 1727 г. в возрасте 47 лет скончалась Екатерина I. Незадолго до смерти она подписала «тестамент» – завещание, определявшее последовательность наследования престола. Ближайшим наследником определялся Петр Алексеевич, за ним в случае его бездетности должны были следовать дочери Петра I: Анна и ее наследники, Елизавета и ее наследники.