Сохранение плодородия

Основной целью охраны земель является сохранение почв и их плодородия, что обусловливается их незаменимой ролью в производстве сельскохозяйственной продукции. Правовое регулирование целей и содержания охраны земель, сохранения их плодородия служит основанием для принятия обоснованных судебных и арбитражных решений, вошедших в законную силу.

Рекультивация земель. Под рекультивацией земель понимается искусственное восстановление плодородия почвы и растительного покрова после их техногенного нарушения. Это комплекс мероприятий и технологических процессов, направленных на восстановление продуктивности земель, регламентируемый в значительной степени правом.

Например, МПР Республики Дагестан обратилось в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа с иском о взыскании с ООО «Дагестангазпром» ущерба, причиненного окружающей среде в результате прокладки линии газопровода высокого давления и ремонтных работ на линии газопровода, проходящих по территориям совхоза «Шурииский», Кафыкумухской сельской администрации и госскотопрогона. При прокладке газопровода ответчиком нарушены требования Закона об охране окружающей среды, не приняты меры по рекультивации земель, снятию, сохранению, рациональному использованию природного слоя почвы, что повлекло причинение ущерба.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что согласно ст. 43 указанного Закона при выполнении работ по строительству, реконструкции сооружений и иных объектов должны приниматься меры по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, рекультивации земель, благоустройству территории. Реконструкцию сооружений следует проводить по утвержденным проектам в строгом соответствии с действующими природоохранительными нормами и правилами.

Судом установлено и ответчиком не отрицается, что газопровод прокладывали без какого-либо проекта рекультивации земель, восстановления плодородного слоя не производилось, в результате чего землепользователям причинены убытки. МПР Республики Дагестан заявлены исковые требования о взыскании ущерба в интересах землепользователей: совхоза «Шуринский», Кафыкумухской сельской администрации, особо охраняемой природной территории (скотопрогона). Постановлением Правительства РФ от 23.02.1994 № 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» установлено, что расходы на рекультивацию почв, нарушенных юридическими лицами, относятся на эти юридические лща в соответствии с утвержденным проектом рекультивации.

При рассмотрении дела следует выяснить, подготавливался ли такой проект соответствующим земельным комитетом. Кроме того, поскольку Методикой определения размеров ущерба от деградации почв и земель (утв. Министерством охраны окружающей среды, Минсельхозпродом России, Госкомземом России, Российской академией сельскохозяйственных наук) установлено, что при определении ущерба используются данные показателей почв, выполненные предприятиями, организациями и лицами, получившими в установленном порядке лицензии на проведение исследований по выявлению деградации почв, при рассмотрении дела необходимо выяснить, обладали ли лица, давшие заключение о деградации почв, такими лицензиями, использованы ли при даче заключений нормативные документы, указанные в методике.

Сохранение плодородия лесных почв. Правила обеспечения плодородия дифференцируются в зависимости от категорий земель и специфики их охраны.

Государственное учреждение «Прилузский лесхоз» Комитета природных ресурсов Республики Коми обратилось с иском к ОАО «Ношульский ЛЗК» о взыскании ущерба, причиненного лесонарушением. Исковые требования были основаны на ст. 111 Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997 № 200-ФЗ' (далее - ЛК 1997 г.) и мотивированы совершением ответчиком нарушения, указанного в п.72 «т» Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 01.06.1998 № 551) (в настоящее время утратили силу), выразившегося в уничтожении плодородного слоя лесных почв.

Суд сделал вывод, что допущенное ответчиком повреждение верхнего плодородного слоя почвы не превысило норматива, установленного п. 9.10 Правил рубок главного пользования в равнинных лесах Европейской части Российской Федерации (утв. приказом Рослесхоза от 31.08.1993 № 226). За отсутствием оснований для применения к Ношульскому ЛЗК ответственности, указанной в ЛК 1997 г., суд отказал в удовлетворении иска. На основании лесорубочного билета Ношульскому ЛЗК выделены делянки для заготовки древесины способом сплошной рубки в Ношульском лесничестве.

В ходе текущей проверки, проведенной в соответствии с п. 62 Правил отпуска древесины на корню, Прилузским лесхозом обнаружено нарушение лесного законодательства, выразившееся в уничтожении верхнего плодородного слоя почвы на площади 1050 кв. м в делянке № 6 площадью 21 га, о чем составлен протокол о лесонарушении.

Согласно п. 74 Правил отпуска древесины на корню нормативы допускаемых повреждений верхнего слоя почвы, при соблюдении которых не должна взыскиваться неустойка, предусмотренная п. 72 «т» названных Правил, устанавливаются федеральным органом управления лесным хозяйством в региональных правилах рубок. В п. 9.10 Правил рубок главного пользования установлено, что на тяжелых глинистых и суглинистых сырых и влажных почвах общий размер повреждения верхнего плодородного слоя почвы с минерализацией ее поверхности не должен превышать 20 % площади лесосеки.

Данная норма дублируется в п. 8.9 Основных положений по рубкам главного пользования. Таким образом, ответственность, предусмотренная п. 72 «т» Правил отпуска древесины на корню, не наступает, если вышеназванные повреждения допущены лесопользователем на площади, не превышающей 20 % площади лесосеки. Из протокола о лесонарушении следует, что ответчиком уничтожен верхний плодородный слой почвы на площади 1050 кв. м, т.е. на 0, 5 % площади выделенной ему лесосеки.

Регистрация снижения плодородия.Уровень плодородия земель, его изменения должны удостоверять уполномоченные на то органы с использованием профессиональных способов.

Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура, защищая интересы государственного учреждения «Фонд охраны природы» г. Волгограда, обратилась с иском к ЗАО «Завод ЖБИ-2» о взыскании вреда, причиненного в результате нарушения земельного законодательства. Государственным комитетом по охране окружающей среды г. Волгограда (далее — Комитет) ЗАО «Завод ЖБИ-2» признано виновным в частичном разрушении плодородного слоя почвы в результате выемки грунта на глубину 1, 5 м общей площадью 4500 кв. м. Возникла проблема восстановления плодородия, что могло составить расходы на сушу 16 698 руб.

Как следует из материалов дела, Комитет и представитель ответчика составили акт № 11/10 о выявленных нарушениях природоохранного законодательства. Предписания в указанном акте приняты к исполнению генеральным директором ответчика. Комитетом произведен отбор проб почвы на объекте ЗАО «Завод ЖБИ-2», о чем был составлен акт.

Инспекцией лабораторного контроля Госкомэкологии г. Волгограда составлен протокол качественного химического анализа почвы, согласно которому содержание гумуса в почве на спланированной территории ниже на 2, 41 %, а в почве котлована - на 4, 08 % по сравнению с ненарушенной, рядом находящейся почвой. Иск удовлетворен, поскольку регистрация снижения плодородия удостоверена надлежащим образом.

Восстановление земель.В случаях загрязнения и снижения плодородия земли подлежат восстановлению.

В результате проверки на территории Енотаевской автозаправочной станции (АЗС) установлены несанкционированные свалки отходов. В соответствии со ст. 86 Закона об охране окружающей среды, предприятие, причинившее вред окружающей природной среде, обязано возместить его в полном объеме. Факт нарушения природоохранного законодательства установлен, нарушенные земли должны быть восстановлены. В основании иска указано, что на Енотаевской АЗС обнаружены несанкционированные свалки отходов: металлоотходы - 1200 кг, масло отработанное - 250 кг, мусор строительный - 100 кг, фильтры промасленные - 4 шт., аккумулятор б/у - 1 шт., лампы ДРЛ - 4 шт., ветошь промасленная - 20 кг, песок замазученный - 100 кг, бытовые отходы - 200 кг. В доказательство указанного факта истцом предоставлен акт - предписание.

Правила установления и определения размеров ущерба от загрязнения земель химическими веществами предусмотрены Порядком определения размеров ущерба от загрязнения земель химическими веществами (утв. МПР России и Госкомземом России 10.11.1993). Согласно п. 2.3, 2.5, 2.10 указанного Порядка выявление загрязненных земель и определение степени их загрязнения осуществляется в соответствии со специальными нормативными и методическими документами с составлением актов о загрязнении земель.

Ущерб от загрязнения при произведенных выбросах и сбросах загрязняющих веществ определяется на основе данных обследования земель и лабораторных анализов по сравнению с данными предыдущих обследований и анализов, при захламлении земель несанкционированными свалками отходов - на основе данных об объеме отходов и степени их опасности. По указанному делу иск был удовлетворен, взысканные суммы должны пойти на восстановление нарушенных земель.